ПАПАКОМА - забытые страницы истории Северного Приазовья


  Главная   Статьи  


Сокровенная история Кальмиусской паланки

< Предыдущая часть   Продолжение >

Часть 2. Китайская хроника

Источником следующей информации послужил перевод китайской рукописи «Кэл-пал бей-лу», опубликованный в Харбине в 1926 году профессором-белоэмигрантом Львом Шмуиловичем Фальковичем. Автор перевода перевел ее название как «Тайная история укрепления Кэл», явно не сумев до конца разобраться, о чем рассказывалось в первоначальном протографе данной рукописи. Автор же данной статьи предположительно восстановил ее название как «Сокровенная история Кальмиусской паланки», по которому и назвал всю эту серию. Данная книга также находилась у уже упоминавшихся потомков рода Бродняк-Огузовых среди других документов по истории рода.

В предисловии к переводу Фалькович сообщает, что в его руки попала написанная по-китайски уйгурскими буквами летопись по истории циньского мандаринского рода Бо-ло-не-ко, основатель которого – Са-вав-ва сын Се-ме-не Бо-ло-не-ко, пришел в вэн-гуй (год желтой обезьяны, II.1712 – II.1713) в северо-китайский город Ланьчжоу (тогда – Цзиньчэн). Здесь он прижился, женился на местной китаянке и сделал неплохую карьеру, хотя из-за своей непривычной внешности до конца жизни носил не очень благозвучное прозвище чжун-гуй (длинноносая красная обезьяна). Его сын Е-ли-си, проявив завидную настойчивость и исполнительность, дослужился до звания мандарина, что для иноземного полукровки в тогдашнем императорском Китае было почти невозможно. Часть истории данного рода в китайский период нас не особо интересует. Но основатель рода привез с собой в Китай и некую более раннюю рукопись, которая в сокращенном виде оказалась включена в «Кэл-пал бей-лу». Вот именно она нас и интересует.

Сяй-Вей, представитель клана Бо-ло-не-ко, Бачжун, 1924 год.

Наиболее ранняя запись по истории рода рассказывает, что в год чен-суй (год серого зайца, I.1573 – I.1574 предок Ни-ка-ол сын Мо-ка-ло получил у предводителя западных варваров Ба-ту-лу пайцзу на владение и заселение сянь (провинция, уезд), простиравшейся от реки Тай-ну до реки На-пи-ло, и который еще только нужно было очистить от проживающих там кочевых варваров та-та (другое прочтение – да-да, традиционное для Китая обозначение татар). Напомним о том, что в северо-китайском языке отсутствует звук «Р», который в китайской передаче иноязычных слов заменяется на «ло» или «ол», с учетом этого попытаемся произвести расшифровку данного отрывка, который у Фальковича так и остался без каких-либо внятных объяснений. Тогда Ни-ка-ол сын Мо-ка-ло – скорей всего и есть наш «потерянный» Никанор Макарович Бродняк-Рурикченко, а в «предводителе западных варваров Ба-ту-лу» нужно, по всей видимости, видеть польского короля Стефана Батория. Реки Тай-ну и На-пи-ло, судя по контексту, должны быть Доном и Днепром (Нипром). Это сильно напоминает знаменитый универсал Батория, упоминание о выдаче которого в 1576 запорожцам на владение ими своей землей имеется в Универсале Хмельницкого 1655 года (который некоторыми скептиками, включая Яворницкого, считался поздней подделкой). Только несколько смущает указанная в китайском тексте дата чен-суй – январь 1573 – январь 1574 года. В это время Баторий еще не приехал в Польшу и был только князем подчиненной туркам Трансильвании. Поэтому сомнительно, чтобы он мог уже в 1573 году выдавать такие смелые документы на земли, принадлежащие вассалам турок – крымским татарам. Скорей всего здесь элементарная ошибка в документе, возникшая при переводе дат из староукраинского протографа рукописи в китайскую систему летоисчисления. Но тогда возникает другой вопрос. Если данные этой рукописи верны, то получается, что Баторий выдал универсал на владение всеми землями от Днепра до Дона не запорожцам вообще, а непосредственно Никанору Бродняк-Рурикченко и его потомкам? Получается, что в том тексте земельного документа, который запорожцы подсунут в 1655 году на подпись гетману Хмельницкому, они все-таки сфальсифицировали часть, приписав пожалование Баторием этих земель запорожцам? Судя по последующему тексту «Кэл-пал бей-лу», это подозрение действительно небеспочвенно. Как-то некрасиво вышло…

Далее говорится, что Ни-ка-ол со своими людьми в течение многих лу (лет) проводил цзинь-чжи-бао (тактика малых партизанских методов, описанная еще Сунь Цзы) против многочисленных и сильных кочевых та-та, продолжавших занимать этот сянь (уезд). Упоминается, что в некоторых случаях ему удавалось получать информацию от своих лазутчиков, проникавших по ле-шань (подземные ходы, кяризы, каменоломни) в главную твердыню врага Ва-ла-са-ла (Балысарай?). Наконец, в месяце цинмин года чун-цань (4.04 – 3.05.1611) Ни-ка-ол в великом сражении на Ка-ла-суй (Карасу? Карасук? Кала? Красная?) разгромил основные силы та-та и выгнал их из своего сянь (уезда). После чего, как написано в китайском тексте, «основал себе великую столицу А-там-ва-хей (Аданбаха?) и стал вей-гуном (независимым правителем) на своей земле. (Интересно, что дата этого события полностью совпадает с обнародованной еще одним мариупольским краеведом Д.Н. Грушевским датой основания казаками крепости Домаха, что наталкивает на подозрения – не на этот ли источник он тогда наткнулся?). Как записано: «В город Ни-ка-ола потянулись иноземные послы и многочисленные купцы, его казна быстро пополнялась, в войско росло». Далее рассказывается, как он со своим войском (которое в тексте называется «ко-за-ка-лы джа-па-ло-сы тан-ба-хей» - возможно, это нужно понимать как «казачество Запорожское Донбахское»?) не раз побеждал всех своих соседей и значительно расширил границы своего гунь (независимое, суверенное государство) на север, запад и восток. Получается, что в начале XVII века между Доном и Днепром действовало не два, а целых три независимых казачьих Войска – Войско Донское, Войско Запорожское Низовое и Войско Запорожское Донбахское? Причем второе переняло свое название «запорожское» от третьего. Вот так, благодаря бережному обращению китайцев со старыми бумагами можно серьезно уточнить историю Северного Приазовья.

Далее рассказывается, что под руку Ни-ка-ола в качестве сей-пао (младшие союзники, род вассалитета) перешли «ко-за-кей на-пи-ло-сы» (козаки днепровские?), которым он доверял и которым «открыл речные пути в своем гунь». Но те отплатили черной неблагодарностью, совершив в месяце байлу года джу-вэ (8.09 – 8.10.1629) государственный переворот и забрав весь гунь себе, вновь вернув его в разряд сяня (уезда). Тогда же они переименовали бывшую столицу гуня в «Ка-ле-ма-су-па-лан» (Кальмиусскую паланку?), что, по видимому, больше всего обижало потомков Ни-ка-ола. Впрочем, такое длинное название было слишком сложным для китайского уха, поэтому в дальнейшем используется более сокращенная (сведенная) форма «Кэл-пал», попавшая и в название всей рукописи.

Ни-ка-ол со своей семьей и некоторыми приверженцами смог сбежать из своего осажденного дворца через подземный ход. Он отправился ко дворам соседних вей-гунов (независимых правителей), но поддержки там так и не нашел. Но и для ко-за-кей на-пи-ло-сы (днепровским казакам) их измена суверену также не прошла даром. Когда та-та (татары) узнали, что грозный Ни-ка-ол был изгнан из своего гуня, они собрались в огромных количествах и вновь завоевали всю его бывшую державу, перебив и угнав в рабство его подданных и стерев с лица земли столицу сяня Кэй-пал. Ни-ка-ол со своими потомками (приверженцы к тому времени уже все разбежались) вновь вернулся в свой разоренный край и вел тайную жизнь в старых подземельях под А-там-ва-хей (Аданбаха). Однажды он сказал сыновьям, что пойдет в тайную сокровищницу, но после его ухода прошло не более двух вень (17 минут), как земля затряслась и многие проходы обвалились. Сыновья Ни-ка-ола пытались их расчистить, но ни останков Ни-ка-ола, ни тайной сокровищницы так и не смогли найти (эта информация похожа на правду, в последний раз Мариуполь подвергся землетрясению, если автор не ошибается, в 2016 году).

В год сен-чао (год синей змеи, III.1635 – III.1636) вновь пришли «ко-за-кей на-пи-ло-сы» (козаки днепровские). На этот раз они решили действовать по-иному, не открыто, а вей-шунь (маскируясь, одевая на себя чужую шкуру – охотничий термин) под та-та (татар). Дети Ни-ка-ола посчитали это сянь-вень (бесчестным, неправильным) и громко протестовали. Поэтому начальник пришлых днепровских казаков приказал бить их бамбуковыми палками (это явная ошибка кого-то из переводчиков) и прогнал из этого места. После этого дети бывшего правителя гуня ушли на север и несколько десятилетий вели жизнь простых кули (чернорабочие) в одном из чень-бао (небольшое крестьянское поселение) у реки То-луй (судя по контексту, это может быть нынешняя Алексеево-Дружковка на Кривом Торце?).

Видимо, затея с вей-шунем (маскировкой, мимикрированием под татар) у днепровских казаков оказалась более удачной, чем открытая конфронтация с кочевниками (на эту тему тоже удалось обнаружить документы, но об этом после), поэтому ко-за-кей на-пи-ло-сы смогли в таком секретном режиме продержаться еще несколько десятилетий. Они вновь устроили себе на реке Ка-ла-ми (Кальмиус) столицу сяня Кэл-пал, на этот раз выполнив ее в виде бей-чжи-гао (секретное подземное укрепление). К сожалению, в данном документе этот момент не раскрывается подробно, но его можно понять из других источников. Когда вей-гун Пе-то-лу (царь Петр) захватил эти земли и опять прогнал татар из них, днепровские казаки забросили свой подземный бей-чжи-гао и перенесли Кэй-пал вновь на поверхность, основав здесь нормальное поселение, в которое вскоре подселилось и некоторое количество ко-за-кей тай-ну-сек (донские казаки?). Замаскировавшись под ко-за-кей тай-ну-сек, один из внуков Ни-ка-ола по имени Са-вав-ва (Савва?) тоже поселился в Кэй-пале, не раскрывая своего происхождения. Здесь он занимался ловлей рыбы. Но в год тинь-сяо (год синего богомола, II.1709 – II.1710), ко-за-кей на-пи-ло-сы опять предали, на этот раз вей-гуна Пе-то-лу. В ответ тот послал к Кэй-палу значительное войско во-ло-сы (китайское название русских) с пушками, которое стерло его с лица земли. Во-ло-сы (русские) отпустили восвояси всех найденных здесь ко-за-кей тай-ну-сек (донских казаков), и Са-вав-ву вместе с ними. А захваченных изменников- ко-за-кей на-пи-ло-сы (днепровские казаки) во-ло-сы безжалостно чжоу (убивали), гэй (насиловали неприродным способом) и дин-линь (насиловали природным способом). А затем их подвешенные трупы спускали на бамбуковых (камышовых?) плотах от Кэл-пала до самого моря.

После этих потрясений Са-вав-ва не стал возвращаться к родне, а «задумал в своей голове поискать Синь-ци-шуй» (очень светло-серый, белый + вода). Похоже, он по примеру многих русских искателей истины, отправился искать легендарное праведное Беловодье далеко на востоке. После многих приключений и лишений, он, как уже упоминалось, добрался до китайского города Цзиньчэна, где и прошла его оставшаяся часть жизни. Но дальнейшие описанные в рукописи события к Северному Приазовью никакого отношения не имеют, поэтому нас не интересуют.

Разумеется, к данному тексту надо подходить с известной критичностью, как освещающему события с точки зрения только одной из сторон конфликта, поэтому не слишком объективному и не слишком непредвзятому. Но он, при всех оговорках, хорошо проясняет ситуацию в Северном Приазовье конца XVI – начала XVIII века и позволяет нам существенно подкорректировать наши представления о ней. Также он объясняет, почему в документах запорожских (днепровских) казаков начисто отсутствуют упоминания о «древнейшей Кальмиусской паланке». Слишком уж некрасивая с их стороны здесь вышла история, которую совершенно не стоило выпячивать. В заключение еще отметим, что по сообщению одного камрада в одном из московских архивов тот видел подлинник карты устья Кальмиуса Питера Бергмана 1702 года, на котором на правом берегу устья и на холме показано большое поселение, с церквями, рынками и верфями, подписанное как «Калмиюзкая поланка». В настоящее время производятся попытки ее раздобыть. Видимо, те планы устья Кальмиуса Бергмана, которые уже были найдены автором статьи ранее, были сфальсифицированы картографом по приказу начальства, не желавшего, чтобы потомки узнали о древнейшей принадлежности Кальмиуса запорожцам.

(Продолжение следует)

< Предыдущая часть   Продолжение >


При использовании материалов с данного сайта ссылка на него не обязательна, но желательна : )


  Главная   Статьи