ПАПАКОМА - забытые страницы истории Северного Приазовья


  Главная   Статьи  


Исчезнувший мариупольский поселок Каменный Карьер
LV

В Орджоникидзевском районе Мариуполя еще не так давно существовал довольно крупный поселок со странным названием Каменный Карьер (или просто – Карьер), о котором даже у коренных левобережцев остались весьма смутные воспоминания. Я не занимался специально его историей, но знаю, что она оказалась довольно тесно сплетена с историей родной для меня Успеновки. После прошедшей недавно дискуссии на форуме «Все Грани», которая позволила высветить некоторые моменты последнего периода существования исчезнувшего поселка, появилось желание сохранить для местного краеведения (в том числе и с использованием воспоминаний моих родных) пока еще доступные крохи информации о нем. Разумеется, что для полноценного написания истории поселка этого недостаточно, обязательно нужно работать и с документами советского периода (некоторые документы были любезно предоставлены нашим музеем), но, по крайней мере, будем надеяться, что наша заметка сможет несколько помочь будущим краеведам Левобережья.

Если ехать с Левого Берега в Город (мариупольцы поймут) по улице Набережной, то после проезда моста над путями между станцией Сортировочной и «Азовсталью» идет затяжной спуск, под правым склоном которого можно рассмотреть среди деревьев несколько жилых беленых домиков. Это и есть все, что осталось на сегодняшний день от поселка Каменный Карьер. Эти дома прижимаются к огражденной территории коммунального предприятия Дорводстрой (ул. Набережная, 1). В народе этот объект привычно называется Конный Двор. А сразу за ним – от главной дороги вправо отходит заасфальтированная улица Каменный Карьер, по которой можно выехать к старому мосту через Кальмиус (в связи с аварийным состоянием он уже давно перекрыт для автомобильного движения). Когда-то именно эта улица была главным подъездом к интересующему нас поселку. А сейчас вся эта пустынная местность не навевает ничего, кроме уныния. Казалось бы, ну что здесь могло быть интересного? И, тем не менее, когда-то здесь кипела жизнь, в которой нашлось даже место для первой церкви Левобережья!


Рис.1. «Дорводстрой», ул. Набережная, 1 («Конный двор»). Узкое и длинное беленое здание – остатки старой конюшни.


До революции земли по левому берегу Кальмиуса принадлежали Войску Донскому. На месте вышеупомянутого аварийного моста в XIX веке находилась паромная переправа через реку. Здесь проходила главная магистраль, торговый шлях, соединявший Мариуполь с Таганрогом и Ростовом-на-Дону. В "Военно-статическом обозрении Российской империи" в томе про Екатеринославскую губернию говорится: "а близ г.Мариуполя по почтовой дороге в Таганрог переправа постоянно производится на пароме величиною для четырех повозок; на переезд полагается около десяти минут". Судя по плану Мариуполя 1824 года (рис.2) в этом месте река тогда протекала почти вплотную к склонам левого борта речной долины, характеризовавшимся средней крутизной. От места паромной переправы шлях отходил почти перпендикулярно реке и поднимался наверх (понемногу забирая влево) по дну небольшой балочки. После этого он по пологому склону выходил на водораздел и шел почти по прямой в общем направлении на O-N-O (остатками этого шляха является Таганрогская улица Успеновки).


Рис.2. Фрагмент плана Мариуполя 1824 года с паромной переправой


Ближе к концу XIX века, в связи с бурным ростом Мариуполя в окрестностях города появилось несколько каменоломен. Появились они и на левом, донском берегу реки. На плане Мариуполя 1890 года (рис.3) мы видим, что трасса Таганрогского шляха осталась без изменений, но с обеих его сторон (примерно по полверсты) приречные левобережные холмы вскрыты открытым способом. Как это происходило – видно по фотографиям этого карьера 1900 года (рис.4). Добывавшийся таким способом известняк шел не только на городское частное строительство, но и на сооружение портовых и заводских построек. Отметим, что на подписях к этим фотографиям данный карьер назван Косоротовским. Дело в том, что рядом было два поселка – Вознесенский и расположенный несколько северо-восточнее Успеновский. Оба они были основаны еще в 1780-х годах донским старшиною Андреем Карауловым, но довольно быстро перешли путем наследования к Стефану Косоротову и его потомству. Поэтому у Вознесенского поселка было и второе, неофициальное название – Косоротовка (иногда оно применялось и к Успеновке), которое еще не так давно периодически также использовалось нашими стариками. Вероятно, члены рода Косоротовых и начали в конце XIX века на принадлежащей им земле этот выгодный бизнес по добыче строительного камня. Или, как вариант, название карьера могло пойти от второго, неофициального названия Вознесенского поселка, который располагался как раз над карьером.


Рис.3. Фрагмент плана 1890 года.




Рис.4. Фотографии Косоротовского известкового карьера, 1900 год. На втором фото на заднем плане видны, по всей видимости, крайние строения Успеновки. Сейчас в этом месте находится станция Сортировочная.


Если на плане 1890 года показана еще паромная переправа, то на фотографии 1900 года (рис.4, а) уже, видимо, проглядывает мост через реку. Правда, на немецком плане Мариуполя 1918 года он показан и подписан как понтонный - Ponto[n]brucke (рис.5).


Рис.5. Фрагмент немецкого плана Мариуполя 1918 года.


После победы в Гражданской войне большевики ликвидировали Войско Донское, часть его западных районов была передана в состав УССР. Левобережье нижнего Кальмиуса вошло в Мариупольский округ. На относящемся к этому времени (между 1923 и 1928 годами) «Плане порта в реке Кальмиус» (рис.6) упоминается, что наш карьер на тот момент относился к ведомству управления порта (вероятно, речного), а о более раннем времени сообщается: «бывш. Найденовск.». По всей видимости, в предреволюционное время они успели побывать в собственности известного мариупольского промышленника Найденова.


Рис.6. Фрагмент «Плана порта в реке Кальмиус» (примерно середина 1920-х).


На плане Генштаба РККА 1927 года показана разросшаяся Успеновка (Косоротово), уже полностью поглотившая Вознесенский поселок, но поселка Каменный Карьер здесь еще нет (рис.7).


Рис.7. Фрагмент карты Генштаба 1927 года.


По всей видимости, появление интересующего нас поселка нужно относить к периоду после 1932 года, когда на левобережье устья Кальмиуса началось строительство металлургического завода «Азовсталь». Необходимость выполнения огромных объемов работ (в том числе земляных) привлекала в те годы в наш город большие массы низкоквалифицированного рабочего люда. Помимо бурного разрастания уже существовавших до того поселков, эти же процессы вызвали также появление в окрестностях завода так называемых «грабарских» поселков, где проживали как землекопы, так и возницы землевозных повозок-«грабарок». Люди попадали сюда по разным причинам – кто-то добровольно, в поисках заработков, а кто-то и не совсем добровольно… Вновь пришедшие должны были сами решать свои жилищные проблемы, поэтому поначалу такие поселки представляли собой скопления сделанных на скорую руку из подсобных материалов примитивных полуземлянок и хибарок. Жизнь здесь была крайне тяжела и не соответствовала никаким санитарным нормам, зато на высоком уровне (если можно так выразиться) была криминогенная ситуация.

Строительство Азовстали имело еще одно последствие для рассматриваемого района. К заводу с севера была выстроена новая линия железной дороги, которая прошла по западным окраинам Успеновки. Для этого имевшиеся на западе Успеновки здания бывшего Вознесенского поселка были снесены, а вместо пологого склона, по которому плавно поднимался Таганрогский шлях, была вырыта широкая горизонтальная площадка под железную дорогу. В результате проезжающим по шляху теперь нужно было пересекать ж/д пути, а за ними (в сторону Успеновки) преодолевать вновь появившийся небольшой земляной подъем.

Также некоторую информацию о границах поселка предвоенных лет можно получить из немецких аэрофотосъемок Мариуполя времен Великой Отечественной войны. На крупномасштабный снимок завода «Азовсталь» (рис.8, а) в 1943 году попал район моста через Кальмиус у «Конного двора». На нем явно просматривается несколько значительных зданий в начале подъема от моста. Также хорошо заметны следы старых разработок камня – видно, сколько береговых холмов было «съедено» карьерами. К сожалению, качество снимка не позволяет уверенно сказать – видим ли мы на месте карьеров кривые улочки и небольшие здания или это просто следы добычи камня? На более мелкомасштабном снимке левобережного района города (рис.8, б) хорошо видна северная часть этого поселка. От моста через Кальмиус вдоль реки по ее левому берегу отходит дорога. Сразу после зоны старых карьеров (по которой мы пока ничего определенного сказать не можем) заметно большое здание, вокруг которого дорога делает петлю. Чуть восточнее ее налево ответвляется дорога к небольшой плотине на Кальмиусе. А главная дорога идет еще примерно 1,5 км параллельно железной дороге на N-O-N. Вдоль нее на всем протяжении с обоих сторон тянется ряд небольших домиков. Также в одном районе между главной улицей и железной дорогой видна сетка из вспомогательных улиц и ряды домиков на них. В этой части поселка есть несколько параллельно расположенных зданий несколько большего размера. Кстати, если на этом снимке на Успеновке вокруг каждого дома видны четко очерченные дворы с большими огородами, то в поселке Каменный карьер такое не заметно, видимо, его «пролетарское» население огородами не слишком увлекалось.




Рис.8. Фрагменты немецких аэроснимков Мариуполя.



Рис.8а. Немецкий фотоснимок "Мариуполь. Фото с огневых позиций" (постройки Каменного карьера, вид в сторону завода им.Ильича). Найдено уважаемым Ayvengo.


В первой половине 1950-х годов в связи с существенным расширением заводской станции Сортировочная было увеличено количество путей с соответствующими земляными работами. В результате прямая связь Таганрогской улицы Успеновки со старым мостом через Кальмиус – была разорвана, а между станцией и Успеновкой теперь появился довольно большой и крутой глинистый откос. Говорят, что в сухую погоду его еще можно было попытаться преодолеть на машине, но в целом он превратился скорее в пешеходную тропинку. Для связи между центром города и Орджоникидзевским районом (чтобы посторонним машинам не нужно было проезжать через территорию «Азовстали») – от старого Пост-моста вдоль реки была устроена улица с оптимистическим названием Набережная, а над путями заводской станции Сортировочная был устроен новый железобетонный мост. Для спуска с него на нижнюю часть Набережной была сделана искусственная насыпь, окончательно изменившая естественный рельеф в этом районе. Вскоре после этого левобережная система трамвайных путей была продлена вдоль всей улицы Набережной, а затем и соединена с общегородской по свежепостроенному «новому» Пост-мосту.

Стоящие сейчас в начале Набережной среди более молодых зданий «Дорводстроя» старые конюшни – были здесь как минимум с довоенного времени (хотя на немецких аэроснимках я их найти так и не сумел). Когда в довоенный Мариуполь прибыл мой прадед Сергей на собственной повозке, то вскоре у него ее отобрали и определили в этот конный двор, потом он же на своей бывшей повозке и работал кучером. В послевоенное время с конного двора выезжали телеги, которые (в том числе) развозили продукты между базами, пекарнями и столовыми. Что породило у местной пацанвы не очень хорошую забаву – пытаться на ходу что-нибудь уворовать с такой телеги. В случае удачи можно было бесплатно угоститься арбузом или свежим пирожком. Ну а в случае неудачи – получить кнутом по ребрам… В 60-е годы лошадей окончательно заменил автотранспорт, но само это место в устах левобережцев так и сохранило свое старое название «Конный двор». После последней реконструкции, существенно исказившей и упростившей внешний вид бывших конюшен – об их прежнем назначении стало сложно догадываться, но еще каких-то 10 – 15 лет назад их характерная архитектура была хорошо узнаваема даже визуально.


Теперь расскажем об упомянутой в начале статьи церкви. Но сначала придется дать немного предыстории. С середины XIX века все имевшиеся на левом берегу нижнего Кальмиуса донские селения (в том числе и Вознесенский с Успеновским) долгое время входили в Павлопольскую волость Миусского (позже Таганрогского) округа Войска Донского, а с 1912 года (после устройства в Талаковке собственной церкви) – они перешли во вновь образованную Талаковскую волость. Своих храмов в наших поселках не имелось, поэтому они были приписаны сначала к павлопольской церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а затем – к талаковской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Именно в них в специальных книгах велся учет рождений, браков и смертей местных прихожан. Но в связи с большой удаленностью этих волостных центров (так, от Успеновки до Павлополя было около 20 верст, до Талаковки – 11) местные прихожане для богослужений предпочитали ходить в расположенную всего в 4 верстах мариупольскую Марьинскую церковь (в районе нынешнего междугородного автовокзала), тем более, что в ней имелась особо почитаемая старая икона Богородицы. После октябрьской революции и победы в Гражданской войне большевики принялись сильно бороться с религией, так что вероятность появления в 20-х годах собственных церквей в местных поселках близка к нулю. Не лучше ситуация для верующих стала и в 30-х годах, когда в связи с началом функционирования Азовстали стал активно строиться новый городской район на левом берегу. В 30-х годах все имевшиеся в городе церкви были разрушены.

И, тем не менее, в послевоенное время на краю обрыва над поселком Каменный Карьер около полутора десятилетия просуществовала действующая православная церковь. Сведения о ней отсутствуют в статье «Исчезнувшие храмы Мариуполя» нашего известного краеведа Льва Яруцкого и не упоминается в других известных мне краеведческих работах. Однажды я набрался смелости и рассказал Льву Давидовичу об этой церкви. Но он тогда ответил, что уже не будет вносить дополнений в свою статью о храмах и что эту тему придется освещать уже мне. Ну, вот я и исполняю, как могу, старое обещание. В этом мне будут помогать как воспоминания моих родных и знакомых старожилов Успеновки, так и некоторые документы из Государственного архива Донецкой области (ГАДО), выписки из которых были любезно предоставлены главным хранителем фондов нашего Мариупольского краеведческого музея Л.С. Якушенко.

По справке из ГАДО, данная церковь была открыта с разрешения немецких властей в период оккупации Мариуполя. Об этом же говорила и одна моя старая родственница. В ходе той войны отношение советской власти к религии стало несколько более терпимым, поэтому 20.05.1946 года местной православной общине удалось получить официальную регистрацию как «Покровский молитвенный дом» (хотя в народе эту церковь обычно звали Успеновской, по названию близлежащего поселка). Молитвенные дома в Православии – это особые дома, в которых, за неимением храма, разрешается совершать литургии на переносном антиминсе (специальный алтарный платок с очень важными сакральными функциями). То есть, это временная церковь в каком-нибудь слегка приспособленном обычном здании или помещении, близкий аналог походной церкви. В связи с отсутствием какой-либо нумерации домов в том конкретно месте, где находилась эта церковь, ее зафиксированный официальный адрес звучал так: «г. Мариуполь, Левый берег, Мариупольский район, Сталинская область, Украинская ССР» [ГАДО, Р 4021, оп.1, д.8, л. 93]. Но так как на Левом Берегу она тогда была единственной – то отсутствие более точного адреса было не особо критично, ее и так все знали.

По словам одной бывшей жительницы Успеновки, ее предки прибыли в Мариуполь по найму в 1937 году, и, якобы, ее прабабка уже тогда стала петь в местном церковном хоре при этой церкви. Если это не искажение информации, услышанной в детстве от родителей, то, возможно, что эта церковная община на Левом Берегу неофициально существовала уже тогда, нелегально проводя свои службы в каком-нибудь частном доме?


Здание Успеновской церкви (здесь и далее мы будем использовать то название, которое употреблял народ) одиноко стояло на западной окраине станции Сортировочная, на узкой террасе между железнодорожными путями и склоном старого карьера, где теперь располагался поселок Каменный Карьер. Других зданий поблизости от него не было, а жилые дома поселка располагались значительно ниже, начинаясь прямо на склоне и продолжаясь на приречной низменности.

В справке за 1959 год данное сооружение описывается как «здание амбарного типа постройки 1916 г. размером 213 кв. м» [ГАДО. Р 4021, оп.1, д.8, л. 102]. В другом документе, за 1960 год сообщается, что до того, как немцы разрешили верующим занять это здание, это была бывшая рабочая столовая завода «Азовсталь». В послевоенное время церковная община не владела этим зданием, а арендовала его. По состоянию на 1959 год данное здание находилось на балансе ЖКО (жилищно-коммунальный отдел) завода «Азовсталь» (инв.№ 23008). В другой справке (возможно, более ранней) говорилось, что «Здание под молитвенный дом арендуется у общественной организации» [ГАДО. Р 4021, оп.1, д.8, л. 93], под какое определение вряд ли попадает ЖКО. По словам же одной мой старой родственницы – эта церковь якобы размещалась в здании довоенного местного клуба. Каких-либо подтверждений этой информации я найти не смог. Но вполне допускаю, что помимо основного своего назначения в качестве рабочей столовой, по вечерам это помещение вполне могло использоваться и для какой-то культурно-развлекательной деятельности для жителей близлежащих поселков.

По воспоминаниям моей матери, пару раз посетившей эту церковь в конце 50-х - чтобы попасть к ней с Успеновки нужно было дойти до западного конца Таганрогской улицы (теперь уже тупиковой) и спуститься к путям станции Сортировочная по довольно крутому спуску. Далее люди шли напрямую через пути, пробираясь между и под вагонами. При этом там периодически кого-то давило (особенно во время перемещения масс не всегда трезвого народа во время больших церковных праздников), что не могло нравиться местному железнодорожному начальству. Церквушка стояла почти сразу за крайними путями, на краю обрыва старого карьера (это выглядело примерно как на фото карьера 1900 года, рис.4 б). Других жилых зданий на этой площадке не было. Церковь размещалась в небольшом домике (похожем на обычный жилой дом), который не мог вместить всех желающих, поэтому во время праздников многим прихожанам приходилось оставаться снаружи. Внутри церкви ничего особенного не было, все как в наших обычных небогатых церквушках – упоминается иконостас, хор из старушек и темнота в помещении. На железную дорогу смотрела стена с двумя или тремя небольшими окнами с несколько закругленным верхом. Вход в здание размещался в юго-западной стене. Церковь была оштукатурена, но очень некачественно и некрасиво (впрочем, штукатурка на других домах этого поселка была по качеству не лучше). Вверху церквушки был небольшой и несуразный самодельный куполок («как будто на трубу надели»). Здание церкви было примерно квадратное в плане, с задней (дальней от путей) стороны к нему примыкала какая-то удлиненная хозпостройка, доходившая до самого обрыва. Рядом находился навес с подвешенным куском рельса, в который «звонили» вместо колокола по большим религиозным праздникам, этот звук доносился и до Успеновки. Из официальной переписки конца 50-х – начала 60-х годов можно вытянуть еще некоторые данные. Это было дореволюционное здание амбарного типа, состоявшее «из двух половин с раздельными фундаментами и стропильными системами» (видимо, основной дом и пристройка со стороны обрыва). Общая площадь в 213 м2 (вероятно, вместе с пристройкой) оставляла достаточно мало места на основное помещение.

За время действия церкви в ней по меньшей мере один раз сменился батюшка («новый батюшка – молодой и красивый»). В гораздо более поздних музейных записях есть упоминания нескольких человек, которые вроде бы были местными священниками:

- Земцов Емельян. Проживал недалеко от церкви — ул. Гурьевская, 18а (дом сохранился). Позже проживал пер. Менделеева, 35 (где и умер, дом сохранился);

- Прошак Емельян Евтихьевич — с 1.03.1946 г. - священник Покровского молитвенного дома (не исключено, что левобережного)?

- Финляндский Лев Иванович — из устного свидетельства, требующего проверки.

В конце 50-х годов было принято решение о закрытии этой церкви. Официальной причиной стало аварийное состояние здания (по воспоминаниям моей матери - на несущей стене со стороны обрыва были хорошо заметные большие трещины), хотя скорей всего здесь гораздо большую роль сыграло недовольство железнодорожного начальства. В ГАДО сохранилось несколько документов об этих событиях. В «Акте о переоценке основных средств», в частности, сообщалось: «На основании приказа 20.06.1959 г. 22.09.1959 г. произведён осмотр непромышленного здания инв. № 23008 в районе станции Сортировочной. <…> Здание постройки 1916 г. амбарного типа, состоит из двух половин с раздельными фундаментами и стропильными системами <…>" [ГАДО. Р 4021, оп.1, д.8, л. 103]. Вероятно, тогда же было зафиксировано и аварийное состояние здания. Но так как просто так выгнать церковную общину из арендуемого помещения было нельзя, то на основании акта о непригодности здания заводское начальство должно было обращаться по такому «политическому» вопросу к местным властям. В результате обращения заводчан, 6 ноября того же 1959 года председатель Орджоникидзевского райисполкома С.Тесленко направил письмо в Сталино (нынешний Донецк) председателю Сталинского облисполкома Гридасову Д.И.: «На балансе ЖКО завода «Азовсталь» состоит здание амбарного типа постройки 1916 г. размером 213 кв. м., которое во время оккупации в Великую Отечественную войну с разрешения немецких властей заняла Покровская церковь и пользуется этим зданием до настоящего времени. <…> В настоящее время здание пришло в негодное состояние и находится в аварийном состоянии и дальнейшей эксплуатации и восстановлению не подлежит. Прошу поставить вопрос перед уполномоченным Совета Министров по делам православной церкви о сносе этого здания в связи с тем, что зданию грозит обвал» [ГАДО. Р 4021, оп.1, д.8, л. 102]. В том же ноябре 1959 года церковь из данного здания была выселена, дальнейшую судьбу этой общины мне проследить не удалось. В августе 1960 года было составлено «Заключение о снятии с регистрации действующих религиозных общин г. Жданова, Сталинской области (учётная карточка № 124)»: «Покровская религиозная община образована во время Отечественной войны. Здание под молитвенный дом было занято бывшей рабочей столовой завода «Азовсталь» и пользовались они им до ноября 1959 г. на арендных началах. Здание было освобождено в связи с аварийным состоянием и другого здания община с ноября 1959 г. не подыскала. В г. Жданове в старой части города [то есть – не в Орджоникидзевском районе - LV] шесть действующих общин. В 1959 г. к территории города отнесено и еще два посёлка Приморское [Сартана - LV] и Старо-Крым, на территории которых имеются функционирующие молитвенные дома. Город и его районы связаны трамвайными линиями и автобусным движением. Считаем возможным снять с регистрации Покровскую религиозную общину как прекратившую свою деятельность. 21.08.1960 г.» [ГАДО. Р 4021, оп.1, д.8, л. 106].

При закрытии церкви то церковное имущество, что было в нормальном состоянии было передано в какие-то другие церкви, а те иконы, которые уже совсем потемнели – раздали местным прихожанам. От этих событий в нашу семью попали две иконы – святого Николая и Богоматери с младенцем. Первая из них потом где-то пропала, а вторая (с некоторыми злоключениями) сохранилась у нас до сих пор. По словам осматривавших ее музейных работников – это обычная сельская икона примерно конца XIX – начала XX века.

Моя мать сделала примерный набросок района расположения этой церкви (рис.9, а). Также она указала (хоть и не слишком уверенно) примерное место расположения этой церкви на немецком аэроснимке (рис.9, б). В указанном месте над обрывом имеется довольно крупное одиночное здание, но, по мнению матери, оно не слишком похоже на искомую церковь. На немецком снимке возможен и второй вариант - отдельно стоящее здание квадратной формы, стоявшее в районе конца подъема от моста через реку. Вот, в принципе, и все, что мне удалось выяснить по данной церкви. При всей своей неказистости она останется в истории как первая православная церковь в Орджоникидзевском районе. Следующий храм у нас появится только спустя три десятилетия, им станет свято-Успенская церковь на улице Станиславского в поселке Первомайский, которая будет открыта в 1989 году. А вот почему эта церковь получит такое название и нет ли здесь какой-то связи со старым Успеновским/Покровским молитвенным домом – вопрос интересный.




Рис.9. Зарисовка места расположения Успеновской церкви и попытка обозначить возможные места ее расположения на немецкой аэрофотографии.


Возвращаясь к теме про поселок Каменный Карьер. По воспоминаниям матери - несколько правее (севернее) церкви была тропинка вниз, со склона. Она проходила между домами, стоявшими прямо на этом, довольно крутом склоне бывшего карьера и выводила в район, где на главной улице (по обеим сторонам которой тоже стояли дома) был какой-то перекресток. Вроде бы отсюда-же отходило и ответвление дороги к плотине на Кальмиусе (неточно). В районе плотины домов уже не было, она была за поселком. У упомянутой развилки находился дом одного из наших родственников. Южная часть поселка (примерно отсюда и до Конного двора) считалась более зажиточной и спокойной. Здесь жители поддерживали свои дома в хорошем состоянии. По воспоминаниям матери, дома в этой части поселка были в основном не квадратные, а продолговатые и низенькие («типа украинских хаток»). Побелка на них, как и на церкви, была не слишком качественная и красивая, в этом плане жители несколько более зажиточной Успеновки смотрели на здешних аборигенов немного свысока. ? А вот северная часть поселка была гораздо более нищая и криминальная, и дома там были совсем трущобного типа. Даже местные дети, которые в основном учились в старой школе №16 на Успеновке (до ее закрытия около 1967 года) советовали в ту часть поселка не соваться. Вот эта криминальная слава прочно закрепилась за всем этим поселком и до сих пор у старых левобережцев название Каменный Карьер вызывает вполне определенные ассоциации…

Ну а последний этап существования этого поселка высветился благодаря дискуссии на страницах форума «Все Грани» , где уважаемым DSitni было выложено воспоминание одного мариупольца, жившего в детстве где-то неподалеку от этого поселка. Вот оно (орфография записи сохранена): «<…> От пост-моста ходил автобус, через первую горячку, конный двор, мимо моста который соединял левый и правый берег реки Кальмиус, мимо плотины и дальше на Кольцевую. <…> Автобус ходил до 80-81 года,потом его отменили,так как многих людей расселили и дома пошли под слом. А Поселок Кольцевая или Кольцевой мы его так называли когда были пацами и бегали по этим местам. Он начинался от платины и уходил далеко в сторону завода Ильича. <…> Так,что как на самом деле назывался этот поселок я не знаю, просто мы его так называли <…>». В результате обсуждения на форуме удалось «расшифровать» это сообщение. В нем описывается автобусный маршрут, который шел (якобы) от Пост-моста по Набережной. Перед Конным Двором автобус сворачивал налево, на улицу Каменный Карьер (она же Карьерная). По ней он огибал территорию Конного Двора, проезжал мимо моста через реку и далее продолжал ехать в том же направлении. Далее упоминается поселок (чьего названия автор сообщения не знал), который шел примерно от района уже упоминавшейся плотины на Кальмиусе и тянулся длинной лентой параллельно ж/д путям в сторону завода имени Ильича.

Из воспоминаний того же человека было установлено, что автобус, который он упоминает, носил номер 7. Там же, на форуме, уважаемый DSitni привел и фрагмент справочника 1978 года, где маршрут автобуса №7 описывался следующим образом (рис.10): Стан-3600, улица Трудовых резервов [Лепорского], Набережная, Карьерная [Каменный Карьер], Кольцевая. Где под названием «Стан-3600» фигурирует маленькая автостанция на 6-м участке. После дополнительной проверки еще из двух надежнейших источников, было точно установлено, что 7-й маршрут по Набережной в сторону Пост-моста никогда не ходил. Видимо, детская память этого человека подвела… Гораздо интереснее – где находилась улица Кольцевая (т.е. где была оконечность всего поселка?).


Рис.10. Фрагмент справочника маршрутов общественного транспорта г.Жданова, 1978 год.


Как выяснил уважаемый Ayvengo на форуме – в Google-картах до сих пор показаны названия исчезнувших местных улиц! Есть здесь и Кольцевая улица, которая на самом деле являлась закольцованной (рис.11). Она находилась в самой северной точке этого поселка, немного не достигая железнодорожного моста через Кальмиус. А в промежутке между Кольцевой и Карьерной улицами был еще и Кольцевой переулок. Поэтому понятно и обозначение данного поселка в воспоминаниях пацана как Кольцевой. Правда, отсюда возникает новый вопрос – одно из старых названий остановки общественного транспорта на Набережной у проходных Коксохима как «остановка Кольцевая» - связано ли как-то со вторым, неофициальным названием поселка Каменный Карьер или это следы существования какого-то временного кольца во время прокладка трамвайных путей по Набережной в первой половине 50-х годов? По воспоминаниям моего отца (которому знакомый водитель этого 7-го маршрута позволял иногда кататься с собой) и одного из бывших жителей Карьера, конечная автобуса была почти у самого пешеходного моста через Кальмиус, который был построен уже в послевоенное время чуть ниже по течению от железнодорожного моста севернее станции Сортировочная. А предпоследняя остановка называлась «Кагаты», как назывались большие бурты для массового хранения различных овощей поблизости. Единственно, если я правильно понял описание, то в отличие от традиционных «кагатов» наши были крытыми, с невысокими кирпичными сводчатыми крышами.


Рис.11. Фрагмент Google-карты. 1. Улица Каменный Карьер (Карьерная); 2. Кольцевой переулок; 3. Кольцевая улица; 4. Конный Двор; 5. Старый мост; 6. Плотина. 7. Станция Сортировочная; 8. Успеновка.


Ну и чтобы логически завершить тему этого поселка, немного расскажем и о его ликвидации. По рассматривавшимся воспоминаниям – отмена автобуса №7 последовала в 1980-81 годах, при начале его расселения и сноса. По воспоминаниям моей матери – это произошло несколько позже, примерно в 1982-83 годах, тогда одновременно начали сносить и Каменный Карьер, и дома по улице Сортировочной на севере Успеновки, что объясняли попаданием этих районов в санитарную зону Графитового завода, располагавшегося к северу от Успеновки. И, по крайней мере, в случае с поселком Каменный Карьер это было полностью правильным решением. Жизнь в низине между Коксохимом и Графитовым заводом в поселке с полностью отсутствующей инфраструктурой и неудобным транспортным сообщением – трудно назвать особо привлекательной и перспективной. Снесли этот поселок по-советски, качественно, так что сегодня от него и следов практически не осталось (кроме закутка у Конного Двора, где люди как-то живут до сих пор). Ну и Бог с ним! Но, все-таки, вместе с этим поселком ушел и маленький кусочек истории Левого Берега Мариуполя…






Рис.12. Фото уважаемого DSitni: а) плотина на Кальмиусе у исчезнувшего поселка; б, в) остатки поселка Каменный карьер - жилые дома у "Конного двора" и дорога к ним.



При использовании материалов с данного сайта ссылка на него не обязательна, но желательна : )


  Главная   Статьи