ПАПАКОМА - забытые страницы истории Северного Приазовья


  Главная Статьи Документы  


Катакомбы под Мариуполем.
Существуют ли они?

Николай Скрипник


Тема неизведанных катакомб или тоннелей под старой частью города уже давно будоражит умы местных краеведов, историков, специалистов городского краеведческого музея и просто исследователей старины Мариуполя. Однозначно одно - существование рукотворных подземных галерей уже перестало быть легендой, что и подтверждают многочисленные факты, а также рассказы очевидцев.

- В первой половине пятидесятых годов прошлого столетия на улице Артема, напротив здания, в котором находился магазин «Рыба», провалился под землю проезжавший автобус, - рассказывает старожил Мариуполя Олег Николащенко. - Открывшийся подземный ход имел сферический свод из кирпичной кладки. Высота же этого хода составляла примерно два метра.

Видели тоннель ученики и учителя средней школы №11. При этом учитель истории говорил, что один из тоннелей якобы проходит от Базарной площади (ныне площадь Освобождения) к Центральному скверу, а второй - в сторону нынешнего междугородного вокзала.

О подземных ходах под городом писал и известный мариупольский краевед Аркадий Дмитриевич Проценко. Это он озвучил версию о том, что в этих тоннелях прятались жители города, когда в ходе Крымской войны 25 мая 1855 года прорвавшаяся через Керченский пролив англо-французская эскадра обстреляла Мариуполь и высадила на берег десант. Эта версия предполагает, что тоннели были известны жителям и одновременно порождает вопрос: кто и зачем их вырыл?

Греки однозначно не могли это сделать, утверждал историк и автор многих книг по истории Приазовья и Мариуполя, ныне уже покойный Николай Григорьевич Руденко. Почему? Во-первых, потому, что им и в самом кошмарном сне не могли присниться ни обстрел города с моря, ни, тем более, англо-французский десант. Во-вторых, у них не было никакого повода рьггь подземные тоннели.

И, наконец, в-третьих, вряд ли они могли взяться за такое трудоемкое дело, если даже к 1871 году не удосужились замостить городские улицы, что дало повод корреспонденту морской газеты «Кронштадтский вестник» в № 116 в статье «Мариуполь» нарисовать следующую картину: «Улицы не мощеные, в весеннее и осеннее время не только пешеходу, но и едущему нет возможности пробраться по ним - грязь невылазная. Года три уже мариупольцы толкуют о мостовых, но, увы, только лишь толкуют. Одна только главная улица говорит, что Мариуполь приморский и не бедный город; она широка, вымощена и довольно чиста, постройки на ней довольно красивы; но, к несчастью, вымощена безобразнейшим образом. Боковые улицы в Мариуполе узки и грязны до невероятности. Раз я остановился на углу улицы и начал присматриваться, куда бы посуше пройти на другую сторону улицы, передо мною преспокойно лежала свинья в грязи. В это время подходит какой-то грек и тоже останавливается; постояв немного, он взял из-под забора камень, бросил его в грязь и, став одной ногой на камень, а другой на свинью, прыгнул на сухое место. Я хотел было последовать примеру грека, но, увы, свинья встала и перешла на другое место...».

А коль так, то остаются две версии, предполагал Николай Григорьевич. Первая - тоннели под Мариуполем - дело рук запорожских казаков - отпадает хотя бы уже потому, что казаки предпочитали сложить буйну голову в открытом, пусть и неравном бою, как это они сделали в 1769 году, защищая крепость Кальмиус от татарской орды (тогда погиб весь немногочисленный гарнизон во главе с полковником), а не прятаться от врага. Из этого вытекает, что тоннели вырыли скорее всего бродники, о которых большинство энциклопедий, в том числе Брокгауза и Ефрона и «Большая Советская Энциклопедия» сообщают, что это были «остатки древнеславянского населения берегов Азовского моря и Нижнего Дона (VII - VIII вв.)». Последняя версия наиболее вероятна. Именно они, бродники, построили древний город Адомаху и вырыли подземные ходы. Ведь в средние века (V - XVII вв.) все города строились как крепости, и под большинством из них рылись тоннели, по которым в случае осады можно было добраться до источников пресной воды, а также производить вылазки для борьбы с осаждавшими врагами.

- Входы или выходы из мариупольских подземных лабиринтов были обнаружены на обрывистом склоне южной стороны Городского сада, со стороны Слободки, - рассказывает редактор ТРК «Сигма» Андрей Василенко. — Судя по первоначальному направлению, они ведут в сторону площади Освобождения и улицы Торговой. Но такие же подземные проходы существовали между городской тюрьмой, которая находилась буквально через дорогу от нынешнего театра, и зданием бывшего отделения КГБ. Это удалось установить еще в 60-х годах прошлого столетия.

В конце этой публикации хотелось бы привести еще одно воспоминание Аркадия Проценко: «Через год после освобождения Мариуполя от немецко-фашистских захватчиков я сам, лично, спускался в провал у дома №5 — это известный «маркохимовский» пятиэтажный дом, расположенный рядом с Городским садом. Я своими глазами видел этот подземный тоннель, знаю, в каком месте он заканчивается под территорией старого города. К сожалению, там уже прошлась беспощадная техника современных строителей - все замуровали в бетон». О том, что Мариуполь мог стать туристической Меккой благодаря городским катакомбам, шла речь и на одной из сессий горсовета, когда городской голова рассказал об очередном провале в районе площади Кирова. По свидетельствам дорожников, восстанавливавшим этот участок дороги на пересечении бульвара Шевченко и проспекта Металлургов, они побоялись заходить в тоннель с двухметровыми сводами, ведущий неизвестно куда, и поспешили быстрее засыпать провал и восстановить дорожное покрытие.

Уважаемые читатели! Если у вас есть хоть какие-то сведения о подземных тоннелях Мариуполя, звоните и пишите нам. Вместе мы попытаемся восстановить еще одну неизвестную страницу из жизни нашего прекрасного и любимого города.


Источник: Мариупольское время. 11 сент. 2008 г. №37(50).


P.S. Приведенную в статье фотографию подземного хода не выкладываю, как не имеющую отношения к Мариуполю. - LV



При использовании материалов с данного сайта ссылка на него не обязательна, но желательна : )


  Главная Статьи Документы  


Используются технологии uCoz