ПАПАКОМА - забытые страницы истории Северного Приазовья
Главная | Статьи |
СКАЗКА О КАЗАЦКОМ ХРАМЕ.
На суд мариупольской публики был представлен художественно-публицистический фильм «Тайна казацкого храма». Авторы яркого, динамичного фильма поведали увлекательную историю 3-летнего расследования, в результате которого, якобы были обнаружены развалины храма XVI века и не где-нибудь, а в самом центре Мариуполя! Приведена цепочка различного рода «свидетельств» и «доказательств» этого удивительного явления в истории города. Но так ли все красиво на самом деле, как хочется авторам? Рекламный плакат к фильмуДействительно на территории нашего города в XVIII существовало укрепление запорожских казаков, в архивных документах именуемое «Кальмиусская паланка» или просто «Кальмиус». В паланке была сооружена Свято-Николаевская церковь. К сожалению, история храма известна фрагментарно и это порождает различного рода мифы, которые и продемонстрированы в фильме. Итак, миф первый – о времени строительства здания в переулке Кузнечном. На первый взгляд, выглядит оно архаично: кладка из рваного камня, деревянная обвязка. В качестве доказательства его древнего происхождения выдвигается, казалось бы, неопровержимый аргумент – результат радиоуглеродного анализа древесины из развалин строения: 500 лет. Этот современный метод датирования, основанный на измерении содержания радиоактивного изотопа C14, сегодня является наиболее точным при определении возраста предметов органического происхождения. Правда, он имеет свои ограничения и погрешность от нескольких десятков до сотен лет. Но даже не это главное. Здесь важен ряд результатов, желательно полученный в разных лабораториях. Исследованию должно быть подвергнуто порядка полутора – двух десятков образцов. При этом во внимание принимается только группа близких по значению показателей, которые и свидетельствуют о возрасте. Об этом А. Киору в процессе подготовки фильма говорил известный донецкий археолог, член полевого комитета Института археологии НАНУ А. Усачук. Но в фильме это не прозвучало. Важно также, чтобы исследуемый образец был чист, не имел иных более поздних загрязнений. А можно ли это гарантировать в условиях нашего города для объекта, находящегося в километре от металлургического завода? Таким образом, самое веское доказательство на деле оказывается несостоятельным. Взятие образцов древесины на анализ из обнажений деревянного каркасаМиф второй – о времени открытия казацкого храма. Провозглашая факт существования в устье Кальмиуса церкви с XVI века, авторы фильма не задумываются об исторических предпосылках столь раннего появления православного храма на территории Крымского ханства, вдали от центра Запорожского Войска, а следуют традиции. Долгое время в краеведческой литературе бытовало мнение известного исследователя старины А.А. Скальковского о том, что Свято-Николаевский храм казаки возвели в древности, а в 1754 году лишь восстановили обветшавшее здание. Сегодня документы, на которые опирался известный историк, опубликованы. Авторы фильма даже видели их воочию в историческом архиве. Но это не помешало им «не заметить» очень важные сведения. А именно, то, что Киевский митрополит Тимофей (Щербацкий) 9 февраля 1754 года приказал: «…в Кальмиусе походную во имя святителя Христова Николая церковь строить по примеру армейских полковых походных церквей… Пока же оная церковь совершенно состроится… дабы в оном Кальмиусе без преподаяния находящиеся казаки треб христианских и без слушания церковного пения не были, имеющуюся в Сечи Запорожской походную старую церковь в оной Кальмиус перевезти и место освятив, расставить…». Развитие темы находим в рапорте кальмиусского полковника Андрея Порохни кошевому атаману от 16 мая 1754 года, в котором полковник жалуется на отсутствие в Кальмиусской паланке леса и просит направить в Кальмиус древесину на изготовление престола, дверей и ограды для церкви. В рапорте также сообщается, что писарь Данило Маленовский с казаками посланы за антиминсом и образами для церкви. Если предположить, что церковь здесь уже была ранее, то нужды в новом антиминсе и иконах не было бы. Это даёт возможность утверждать, что 1754 год и является временем создания запорожского храма. Конечно, не исключается возможность пребывания здесь отдельных священнослужителей или существования в укреплении часовни. Например, в этом же документе упоминается находившийся ранее в Кальмиусской паланке иеромонах Симон. Миф третий – о том, что церковь, построенная в столь давние времена, сохранилась до наших дней. Строительная техника тех времен была примитивной. Как говорят литературные источники, казацкая церковь была небольшая, каменная, крытая камышом или – «не другое что, как простая деревянная хижина с железным наверху крестом». Перед набегом татар на Российскую империю в 1768 году церковную утварь перевезли в Самарский монастырь, позже возвратили. После основания города Павловска в 1778 году Свято-Николаевский храм некоторое время был соборной церковью. В помещении Свято-Николаевской казацкой церкви совершал службу и митрополит Игнатий после прихода крымских греков. Но это вызвало недовольство бывших прихожан. Тогда по просьбе губернатора В.А. Черткова антиминс, ризы, книги, иконостас и иконы бывшей запорожской церкви 11 декабря 1780 года были переданы в «новоназначенное для г. Павловска место», туда же, куда перешли все бывшие жители города Павловска. С этого времени о здании церкви упоминаний не встречается. В апреле 1830 года Мариуполь посетил епископ Гавриил (Розанов). Его сопровождал ректор Екатеринославской семинарии архимандрит Иаков (Вечерков), который вел путевые заметки. Он также описал все мариупольские церкви, указав при этом и на развалины сгоревшей в 1785 году Феодоро-Стратилатовской церкви. О бывшей казацкой церкви в его работе ничего не сказано. О существовании здания этой церкви не упоминали и другие исследователи, в том числе авторы известной книги «Мариуполь и его окрестности», выпущенной конце XIX века. На этом фоне допущение о сохранении здания церкви до наших дней становится маловероятным. Большие сомнения вызывает и доказательный ряд, выстроенный авторами фильма. Здесь, например, фигурирует выпуск в 2005 году Национальным банком Украины юбилейной монеты номиналом 5 гривен «500 років козацьким поселенням. Кальміуська паланка». Чем руководствовался тогда банк неизвестно, не прозвучало это и в интервью сотрудника этого финансового учреждения. Юбилейная монета, посвященная Кальмиусской паланкеВ качестве подтверждения своих выводов используется название современного переулка «Кузнечный». Хотя известно, что первые улицы в Мариуполе получили имена в 1876 году и среди них указанный переулок отсутствует. Не убедительна и попытка авторов найти свидетельства о древней церкви у старожилов. Женщина почтенного возраста, говоря о старой церкви «за энергонадзором», несомненно, имеет в виду Свято-Харлампиевский собор, взорванный в 1937 году. О нем ей рассказывали также отец и дед. Но при их жизни казацкая церковь уже не существовала. Харлампиевский соборВызывают вопросы и якобы обнаруженные в развалинах церковные предметы. Почему они были представлены не сотрудникам какого-либо музея, а местному антиквару, который их датировал XVI веком? Заметим также, что среди найденных вещей есть фрагмент складня, который не является церковной утварью. Это предмет домашнего обихода. Не соответствует церковным канонам и представленный в фильме макет казацкой церкви, созданный на основе сохранившихся развалин. Современный вид развалин старого дома и
|
Главная | Статьи |