ПАПАКОМА - забытые страницы истории Северного Приазовья
Главная | Статьи |
Домаха в Мариуполе. Только ли легенда?В юбилейный 230-й год рождения Мариуполя особенный интерес вызывают ранний период истории города, различные версии о его возникновении. Эти темы обсуждались и на недавно состоявшемся заседании Мариупольской организации Всеукраинского союза краеведов. Эта организация действует в нашем городе не первый год и объединяет известных и авторитетных краеведов, таких, как Аркадий Проценко, Сергей Буров, Раиса Божко, Лидия Кучугура, Петр Мазур и другие. Уже немало написано на тему формирования городского центра в устье реки Кальмиус. Но, читая каждую статью мариупольских ли краеведов, специалистов ли из Донецка, Киева или Москвы, хочется знать: откуда берутся факты для глобальных обобщений? Ведь сотрудник Донецкого национального университета и заведующий донецким отделением Института исследования казачества В.А. Пирко утверждает, что Мариуполь - это самый старый город современной Донецкой области. Причем произрастает наш с вами город из средневекового корня - поселения Адомаха, заложенного здесь итальянскими мореходами еще в XIV веке! Ах, Домаха, Адомаха! Сколько голов ты вскружила, сколько надежд посеяла и погубила! А откуда возникло это слово? Что оно значит? На каких древних картах находят его историки и просто любознательные люди? Впервые упоминание о Домахе в Северном Приазовье находим в письмах и рапортах губернатора Азовской губернии В.А.Черткова, 1776 г., озабоченного заселением вновь приобретенных владений Российской империи. В своем рапорте от 23 февраля 1776 г. он писал: «...когда отдать донцам [земли с востока на запад, включая Кальмиус] по Кальчик, то уже удобного места для постройки полагаемого в том краю (надо полагать, в устье Кальмиуса - Л.К.) города, где и развалины древнего города же Домахи состоят, сыскать едва ли будет можно». Здесь опытный администратор и радетель пополнения казны государства говорит и о возможных убытках. Если граница пройдет по Каль-чику, то казацкое население губернии потеряет выгодные рыбные угодья в устье Кальмиуса. В описаниях городов и территории Азовской губернии 1775-1776, 1777, 1779, 1786, 1797 годов можно найти повторяющуюся фразу о «развалинах прежде бывшего города Домахи», из остатков которой и камней на побережье Кальмиуса можно строить новый город. С 1779 г. добавляется фраза и о речке Домахе или Адомахе. Причем подчеркивалось, что в реках Кальмиус и Домаха вода солоновата. В последующих документах, в зависимости от того, каким источником пользовался тот или иной автор, мы встречаем названия то Домаха, то Адомаха. На планах Мариуполя, начиная с 1782 г., также четко прорисован отдельный правый рукав Кальмиуса при его впадении в Азовское море. Именно его вплоть до 1930 г. в Мариуполе называли то речкой, то озером Домахой и регулярно обновляли мостик через этот водный поток. Если губернатор В.А. Чертков четко называет некие остатки древнего города Домахой, то составивший в 1825 г. «Камеральное описание города Мариуполя с выгонною землею» приезжий землемер Я. Калоферов видел остатки бастионов и рвов, но написал, что крепость устроена «некогда» и «по имени неизвестная». Он же вспоминал и о древней Адомахии и считал, что речка под горой названа Домахой в ее честь. Очень интересна для нас и легендарная история города. Согласитесь, что легенд Мариуполю явно не хватает. Но почти каждый житель города слышал о некой решительной казачке Домахе, которая перерыла возле своего двора перешеек, отделявший его от русла Кальмиуса. И тогда река подошла ближе к дому женщины, образовав отдельный проток - речку Домаху. Именно эту легенду записал и обнародовал в 1844 г. архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил. Он же сомневался, что Мариуполь расположен на месте города Домаха. А что говорят древние географические карты? Оказывается, даже проработав несколько сотен старинных карт Азово-Черноморского бассейна, мы будем разочарованы. Нет там Домахи. А вот цепочка названий «Паластра», «Ла Какхи», «Папакома», «Фиуме россо», «Порто Пизано» вдоль северного побережья Азовского моря встречается регулярно. Но остается загадкой, что же стоит за этими названиями: мысы, косы, населенные пункты или иные объекты. Наиболее достоверную информацию содержат портоланы (морские карты) итальянцев XIII - XV веков, но после захвата Крыма Османской империей в 1475 г. поток достоверной информации прерывается. Зато картографы начинают «комбинировать» новые издания карт из старых, порой прибавляя словесные описания новых путешественников... Та еще каша получается! И только в конце XVII - начале XVIII веков по распоряжениям Петра I ряд картографических экспедиций составляет достаточно достоварные карты и нашего региона. Домаха на них не фигурирует. Как и на картах периода русско-турецкой войны 1735-1739 годов и последующих лет XVIII века. И, наверное, это неспроста. К любопытным выводам приведут нас и попытки разобраться в происхождении слова «домаха». Знаток русского языка В. Даль подчеркивал связь этого слова с хорошей хозяйкой, а в украинской разговорной традиции оно обозначало как добротный клинок, домасскую саблю, так и уличную форму женского имени Домна. Консультация у знатока иврита раввина Менделя Коэна привела нас к выводу, что форма «Адомаха» в еврейском языке не существует, хоть cлова «Адам» - человек, «адом» - красный, «адама» - земля употребляются. Исходя из этого, следует пересмотреть утверждение Н.Г. Руденко о появлении этого названия в период Хазарского каганата. Очень интересный ряд сравнений по нашей просьбе построил известный мариупольский полиглот Е.И. Назарьев. Он полагает, что слово «домаха/ адомаха» может быть связано с тюркскими языками и обозначать целый ряд понятий: «дом, кровля», «население, народ», «счет домов, поселений», «первое поселение» и ряд других. Такой взгляд на это слово уместен, ведь почти 14 веков в Приазовье звучали тюркские наречия, а сейчас эту традицию продолжают урумы - греки Приазовья, говорящие на крымско-татарском языке. Автор этих строк присоединяется к мнению филологов, что слово «домаха», уже утраченное в украинском и русском языках, обозначало не только жилище, дом, местопребывание (у рыбаков), но и первый улов, ближайший к стоянке рыбаков. Ведь рыбное обилие Азовского моря было почти легендарным. А попытка нанести на контурную карту распространение слова «домаха» (известно их 63) как название водного источника, балки, села у реки дала впечатляющий результат. Весь бассейн реки Днепр и его притоков от верховья до устья усыпан такими точками. Они встречаются и в верховьях Волги, на Чудском озере, на Южном Буге, Днестре, в Закарпатье. Но основное их количество располагается в зоне паланок (округов) Запорожской Сечи. И наша Домаха как наименование усыхающего правого русла реки Кальмиус - это самая южно-восточная точка распространения этого гидронима (названия водного источника). В документах казаков название «Домаха» по отношению к устью Кальмиуса не упоминается, по крайней мере, нам это неизвестно. Однако оно бытовало у мариупольских греков, заселивших после казаков устье Кальмиуса. Получив от предшествующего казацкого населения определенную топонимику, они лишь использовали ее. Это широко известное явление. В 30-х годах XX века остатки старицы Домахи были засыпаны. Сейчас на Слободке сохранилась улица Домаха. Требует отдельного рассмотрения вопрос и о городе Домаха. В качестве рабочей гипотезы выскажем мнение, что город этот был изначально легендой. Она родилась и распространилась в канцелярских документах на основе донесения В.А. Черткова, который мог наблюдать вблизи устья Кальмиуса развалины сторожевого казацкого поста. Источник: Л.И.Кучугура. Домаха в Мариуполе. Только ли легенда? / Приазовский рабочий, 24 декабря 2008 г. |
|
Главная | Статьи |