ПАПАКОМА - забытые страницы истории Северного Приазовья
Главная | Статьи |
Иван Васильевич и Донбасс
|
А не силная туча затучилася, |
Как нетрудно заметить по этим фотографиям, у Джемса зафиксирован только текст песни. А вот ее мелодия - осталась нам неизвестной (хотя и в Европе, и на Руси в то время сущствовали различные способы записи нот). Так что для фильма музыку к данной песне фильма пришлось сочинять советскому композитору Александру Сергеевичу Зацепину.
Но уважаемый Читатель может задать резонный вопрос: «И где же здесь упоминается Донбасс?». И будет абсолютно прав. Но давайте еще немного запасемся терпением.
Эту песню историки традиционно относят к 1572 году. Тогда крымский хан Девлет Гирей попытался повторить свой прошлогодний успех (когда он в 1571 году сжег Москву). Но в 50 верстах южнее Москвы, у деревни Молоди он был догнан московской армией под предводительством князя Михаила Воротынского. В упорном сражении, продолжавшемся несколько дней, достаточно небольшое русское войско смогло (в том числе за счет первого использования тогдашнего «ноу хау» - Гуляй-города) нанести сокрушительное поражение крымцам и сорвать их поход.
Одним из ключевых моментов Молодинской битвы, существенно повлиявшим на ее дальнейший ход и общий результат, было пленение русскими крупного татарского военачальника Дивея-мурзы. Этот крымский вельможа ногайского происхождения на тот момент был на пике своего могущества. Он был карачи-беком крупного крымско-ногайского рода Мангыт. Благодаря постоянному притоку в Северное Приазовье большого количества ногайских переселенцев из Заволжья, которые преимущественно присоединялись к своим крымским родичам, Дивей-мурза смог значительно усилить свой род и повысить его авторитет и влияние в ханстве. Он проводил очень энергичную, напористую и амбициозную политику как внутри ханства, так и за его пределами. Многократно он водил своих мангытов в набеги на соседние страны, но также владел и искусством дипломатических переговоров. Так что знали его очень хорошо и у соседей, его имя регулярно встречается в самых разнообразных первоисточниках по этому времени. Очень знаменитый человек был.
Как может заметить внимательный Читатель, в песне дважды упоминается имя «Диви-мурзы сына Улановича». И очень хочется оба эти упоминания привязать именно к Дивею-мурзе (как и поступает большинство историков). Но давайте внимательней рассмотрим текст самой песни. Итак, в ней говорится, как крымские татары собираются в поход на Московское государство (что, естественно, не вызывает энтузиазма у русских авторов песни). И это не обычный крымский поход с целью набега и грабежа, а именно попытка полностью завоевать Московское государство. Причем, еще не произведя завоевания, татары уже «делят шкуру неубитого медведя»: крымский хан предлагает на обсуждение – кому какие завоеванные города нужно раздавать. Невзирая на то, что призыв к «думе» явно адресован ко всем его приближенным, в песне ответить решает только один из них – «Диви мурза сын Уланович1» (фрагмент с его выступлением в тексте песни нами выделен жирным цветом). Он говорит, что Москву надо отдать лично хану, другие города – его сыну и родственникам. А себе он просит только Новгород. И обосновывает он свою просьбу тем, что в этом городе похоронен его отец, которого он в песне также называет «Диви-мурза сын Уланович». То есть здесь речь идет о сыне и о его отце, которые в песне почему-то получили одинаковое имя! Но далее в песне происходит неожиданный перелом. Прямое вмешательство Бога, напрямую обратившегося с неба к татарам с угрожающей речью, приводит к тому, что те (без битвы!) просто сбегают. А это уже не совсем напоминает события 1572 года, когда татары были все-таки обращены в бегство в результате мужественного многодневного сопротивления русских воинов.
Есть и еще один нехороший маркер для привязки этой песни именно к Молодям. Дело в том, что нет никаких свидетельств, что отец Дивея-мурзы – Хасан бин Тимур (тоже бывший крымским карачи-беем, только в более раннее время) мог закончить свою жизнь и быть похоронен на Руси. А вот сам Дивей… 9 августа 1572 года пленника привезли в Великий Новгород, где в то время находился Иван Грозный (Пенской, с.261). В последующие годы хан Девлет-Гирей неоднократно пытался выкупить или выменять Дивея. Но Иван Грозный, прекрасно понимая реальную ценность попавшего к нему крымского вельможи, на это упорно не соглашался. Особенно ярко это демонстрируется в его знаменитой переписке с Василием Грязным. Этот видный опричник несколько позже попал в плен к татарам и опрометчиво пообещал, что царь отдаст за него Дивея-мурзу. В завязавшейся в 1574 году по этому поводу переписке между Грязным и Грозным царь вдоволь поиздевался над своим любимчиком, вот одно из наиболее ярких мест: «А коли б ты сказывался молодой человек - ино б на тебе Дивея не просили. А Дивея сказывает царь, что он молодой человек, а ста тысячь рублев не хочет на тебе мимо Дивея: Дивеи ему ста тысяч рублей лутчи, а за сына за Дивеева дочь свою дал, а ногайской князь и мурзы ему все братья; у Дивея и своих таких полно было, как ты, Вася. О прич было князя Семена Пункова не на кого менять Дивея; ано и князя Михаила Васильевича Глинского не что для присвоенья меняти было; а то в нынешнее время неково на Дивея меняти. Тебе, вышедчи ис полону, столко не привесть татар ни поимать, сколко Дивей кристьян пленит. И тебя, ведь, на Дивея выменити не для кристьянства – на кристьянство: ты один свободен будешь, да приехав по своему увечью лежать станешь, а Дивей приехав учнет воевати да несколко сот кристьян лутчи тебя пленит. Что в том будет прибыток? Коли еси сулил мену не по себе и писал и что не в меру, и то как дати? То кристьянству не пособити - разорить кристьянство, что не подобною мерою зделать» (Послания, с.370-371).
Дальнейшая судьба Дивея-мурзы толком не известна, но в Крым он уже не вернулся. Есть смутные сведения, что Дивей-мурза мог участвовать в войнах Московского государства с Польско-Литовским, и что в 1581 году он якобы бежал к Стефану Баторию, где его следы и затерялись (Послания, с.370; Пенской, с.316 прим.461). Но эти сообщения очень неточные и сомнительные. Более вероятна правдивость официально заявленной в дипломатической переписке версии. В ноябре 1576 года, в ответ на очередную просьбу об обмене, Грозный сообщил, что «слуга твой Дивей был у нас в руках, да в животе его не стало тому другой год» (Посольская книга, л.341). Тогда получается, что доставленный в Великий Новгород в 1572 году Дивей-мурза умер в плену примерно в 1575 году. Если это на самом деле тот же человек, что и «второй» Диви-мурза сын Уланович из песни, то авторы песни прямо указывают место его погребения, которое оставалось неизвестным современным историкам.
Но что-же это за поход и что за «сын»? Разберемся и с этим. У Дивея осталось три взрослых сына. Наиболее энергичными и заметными в тогдашних событиях были старший сын Есиней Дивеев и средний Араслан Дивеев. Но крымский хан Девлет-Гирей, наученный горьким опытом, уже не торопился передавать в руки сыновей Дивея тот же объем власти, что прежде сумел сосредоточить их отец. Да и с вызволением самого Дивея-мурзы особенно не усердствовал. Так что сыновья начали понемногу «фрондировать» центральной власти. Они вскоре перебрались в Северное Приазовье, где им полностью подчинялись ногайские кочевники на территории от Миуса до Молочных Вод. Это объединение ногайцев стало центром кристаллизации для недовольных внутренней политикой в ханстве. В 1577 году ввиду очевидного приближения смерти хана Девлет-Гирея вдрызг рассорились два его старшие сына – Мехмед-Гирей и Адиль-Гирей (Алди-Гирей), так что умирающий хан всерьез опасался распада Крымского юрта (государства) на две части. Адиль-Гирей тогда поставил где-то на Мариупольщине, в центре дивеевских владений, свой городок под названием Калмиюс или Балысарай. Девлет-Гирей перед самой смертью успел помирить братьев, так что следующим ханом стал Мехмед-Гирей, а Адиль-Гирей стал при нем калгой. Через некоторое время после этого Адиль-Гирей ушел в Дербентский поход, из которого не вернулся. А опустевший городок заняли под свой административный центр дивеевские мурзы. Этот городок очень хорошо представлен в тогдашних документах.
В мае 1584 года турецкий султан насильно сменил на престоле Крымского ханства Мехмед-Гирея на Ислам-Гирея. При этом убегающий Мехмед будет настигнут в степи и убит собственным братом Алп-Гиреем. Это насилие еще более обострило обстановку в ханстве. Сыновья покойного хана ушли к дивеевским татарам в Северное Приазовье. А в августе того же года отсюда началось восстание Сеадет-Гирея. Вместе с дивеевцами он вошел в Крым и захватил большую его часть. Однако, с турецкой помощью, это восстание вскоре было подавлено. При этом погиб Есиней Дивеев, о чем кратко сообщается еще в одной песне, на этот раз армяноязычной «Песне о Кафе» (ЗООиД, с.452). Занявшему его место Араслану Дивееву пришлось бежать за Дон, с собой он увел и большую часть дивеевских улусов. А городок Балысарай был сожжен карателями Алп-Гирея.
У нового хана Ислам-Гирея было слишком много хлопот с попытками навести порядок в ханстве и с отражением атак внешних врагов, так что больших походов на Москву при нем не организовывалось.
После смерти в 1588 году Ислам-Гирея следующим ханом стал Гази-Гирей. При нем «по амнистии» вернулись уцелевшие бывшие участники восстания Сеадет-Гирея, а наиболее запятнавшие себя деятели предыдущей «злочинной влады» наоборот разбежались. Тогда в Северное Приазовье вернулся и Араслан Дивеев со своими улусами. Вскоре начались и попытки восстановить их городок на Мариупольщине.
А в 1591 году Гази-Гирей организовал следующий (после 1572 года) большой поход на Москву. В котором, что характерно, участвовал и Араслан Дивеев со своими людьми. Причем крымцы не пытались грабить русские области, через которые проходили, а упрямо перли прямо на Москву. В этот раз русские войска отступили до самой столицы и дали сражение под самым городом, действуя преимущественно из укрепленных лагерей. Первый день сражения не принес успеха ни одной из сторон – татары ничего не могли сделать укреплениям русских, а у самих русских сил было слишком мало, чтобы вырвать себе решительную победу у огромного войска крымцев. А ночью, после небольшой провокации русских, крымский хан и его войско поддались панике и побежали на юг. Русские не растерялись, так что это бегство опять дорого обошлось татарам. Но вот сам факт того, что столь сильное войско побежало от столь малого повода – явно не мог толковаться русскими иначе, чем Господним вмешательством. И вот это уже гораздо больше похоже на то, о чем говорилось в песне про «собаку крымского царя». И «первый» Диви-мурза сын Уланович из песни – это Араслан Дивеев, мечтавший найти могилу своего отца.
Осталось сказать немного. Араслан Дивеев погибнет зимой 1594/95 года во время венгерского похода. А крупных крымских походов на Москву после 1591 года больше не будет вовсе. Поэтому кроме этой даты нашу песню больше пытаться подвязывать не к чему. Да и к моменту фиксации Ричардом Джемсом эти события были гораздо более свежими в людской памяти, чем времена битвы при Молодях. Так что все сходится.
Вот так знание реальной истории Донбасса – о существовавшем некогда в его приморской части сильном кочевом объединении дивеевских татар, в течении нескольких десятилетий служивших «острой саблей и надежным щитом» Крымскому ханству с северо-восточного направления, помогает датировать литературные памятники. А лучшее понимание тогдашних литературных сочинений дает дополнительные детали к местной истории, не известные по «серьезным» первоисточникам. Кругооборот информации в Истории.
Будем надеяться, что в следующий раз на провокационный вопрос о связи любимого фильма и истории Донбасса уважаемые Читатели смогут назвать уже два факта. А может и тихонько подпеть киношным гуслярам полную версию песни. И вряд ли их кто-то за это осудит…
1. «Cын Уланович» - автор песни, похоже, понял «уланович» как отчество или фамилию героя песни. Но на самом деле в данном случае это просто признание сословного положения героя песни, уланы – это одна из высших категорий крымской знати.
Записки Одесского общества истории и древностей, том 9. Одесса, 1875.
Пенской В.В. Иван Грозный и Девлет-Гирей. М.: Вече, 2012
Послания Ивана Грозного. Подготовка текста Д.С.Лихачева и Я.С.Лурье, перевод и комментарии Я.С.Лурье, под редакцией члена-корреспондента АН АССР В.П. Адриановой-Перетц. Изд-во Академии наук СССР, М.-Л., 1951.
Посольская книга по связям Московского государства с Крымом, 1571 – 1577 гг. / Отв. ред. И.В. Зайцев,; подгот. текста: А.В. Малов, О.С, Смирнова, Г.А. Тарасова; статьи, комент. А.В. Виноградов, И.В. Зайцев, О.С. Смирнова, В.Н. Сокуров; приложения: А.М. Галенко, И.А. Мустакимов. М.: ИД Марджани, 2016.
ЗООиД – Записки Одесского общества истории и древностей.
При использовании материалов с данного сайта ссылка на него не обязательна, но желательна : )
Главная | Статьи |