О реках Донецких на Кальмиусской дороге
Николай ЛОМАКО
Лисичанск
На Дону стоит Ростов-на-Дону, а на Северском Донце – Северодонецк. На реке Воронеж - Воронеж, на Лугани – Луганск, на Москва-реке – Москва. Но Париж стоит на Сене, Лондон на Темзе, а Киев на Днепре. Часто, но не всегда, река дает имя городу, расположившемуся на его берегах.
А вот Донецк стоит на берегах Кальмиуса, хотя история могла бы распорядиться так, что, не меняя своего расположения, город оказался бы на берегах Миуса. Об этом и пойдет речь.
Многие любители исторических книг и документов встречают в текстах названия рек, стран и городов, которые весьма трудно соотнести с современными. И чем далее в глубь веков, тем существеннее отличия. Геродот, который 2500 лет назад описывал Скифию, что находилась между Днепром и Доном, говорил о Борисфене и Танаисе. Ворсклу, например, он называл Пантикапом, а Азовское море – Меотским озером. И уже сотни лет ученые пытаются понять ту историю с географией, которую оставил потомкам Геродот.
За тысячелетия названия рек изменились до неузнаваемости. От похода князя Игоря на половцев и тысячи лет не прошло, а загадкой остаются местонахождения речек Каялы и Сюурлии, и сотни охочих пытаются узнать место событий, описанных в древней поэме «Слово о полку Игореве». Но на степных просторах между Северским Донцом и Азовским морем и за несколько столетий произошли такие изменения, что даже при чтении документов XVII века можно прийти в замешательство.
Например, река с привычным названием Кальмиус, на которой стоят города Донецк и Мариуполь, в то время носила название Миюс или Миус, что приводит к путанице с современным Миусом, берущим свое начало у села Чернухино Перевальского района Луганской области.
Да и современное звучание Миус получил только к середине XVII века. А до того времени в памятниках русской письменности писали Миюша, например: «до Миюша доходил», «от Миюша гонцом, послал паробка своего». В XVI веке утвердилась форма Миюс или Миюз: «С урочища с Миюсу воротились назад», «Да мы ж, холопи твои, ходили государь, войском на Миюз речку степью коньми и пешие...».
Но важнее не как, а что называли Миюсом. Оказывается, все эти варианты написания и звучания Миуса в древности относились к современному Кальмиусу.
В росписи разъездам путивльских и рыльских станиц, ведущих дозор в «Поле», на 1571 год сказано: «…да по Бахмутовой на гору до правые розсошины Бахмутовские столпы, да розсошиною на гору верст с десять, да тое розсошину перелезти, да ехати на гряду прямо, а с тое гряды видети девять курганов, которые стоят верх Тору и Миюсу, а на девятом кургане, на крайнем от Миюсского верховья, яма великая, станет в ней до десяти человек на конех, а в ней ростет терн и бозовой куст», и далее «…а оттуды приехати к верховью на Миюс, да туто розсмотрити признаки, насечен крест на дубу снизу верховины Миюские».
Как видим, в одной точке сходятся две реки – Тор и Миус. Кстати, о Торе. Во времена былинные были Тор и Торец. Сегодня Тора нет. Когда в начале 1700-х годов началась тяжба за соляные варницы на Торе между слободскими и донскими казаками, Петр І отобрал их в казну, а реку Тор переименовал в Казенный Торец, чтобы всем было понятно, что соль здесь казенная и нечего спорить. А та часть Тора, которая близко подходит к Миусу, стала Кривым Торцом, и превратилась в правый приток Казенного Торца.
Вернемся к Миусу. Посмотрев на карту, можно увидеть, что Миюсом названа современная речка Кальмиус, берущая свое начало от станции Ясиноватая, и далее текущая через Донецк к Мариуполю, где впадает в Азовское море. И эти девять курганов «верх Тору и Миюса» находились между современными Кривым Торцом и Кальмиусом. Наверное, это именно их изобразил Яков Брюсс на своей карте 1699 года. Именно вершины Калмиуса и Кривого Торца сходятся близко на возвышеностях Донецкого кряжа возле Ясиноватой и оттуда эти реки растекаются одна на юг, вторая на север.
Кого не убедил этот документ, может обратиться к «Книге Большому Чертежу», где в росписи Кальмиусской дороги описывается путь из Московии в Крым. Эта книга составлена в 1627 году и основана на описаниях карт конца XVI века. Читаем:
«А ехати к Донцу Северскому вниз по Боровой; а Донец перевестися ниже Боровой, версты з 2. А перевесчися Донец на Крымскую сторону ехати на Белой Колодезь. А от Белого Колодезя к верх речке Крымке; а от речки от Крымки к верх речке Миюсу. А от верх речки Миюса к верх речке Елкуваты; а верх речки Елкуваты курган высок, а на нем 3 человека каменных. А от речки Елкуваты к верху речкам к Калам», и далее указано «…А те речки все по левой стороне тое дороги пали в море. А по правой стороне тое дороги река Тор».<
Проследим путь Кальмисской дороги. Река Боровая — левый приток Донца, в двух верстах от которой был Боровской перевоз через Донец с «Ногайской стороны» на «Крымскую сторону». После перевоза дорога шла на Белый Колодец. Это сегодня речка Верхняя Беленькая, протекающая через Лисичанск. Далее путь лежал к Крымке, превратившейся со временем в Крынку — левый приток современного Миюса. А далее « от Крымки к верх речке Миюсу». Миюсом назван Кальмиус, иначе дорога повернула бы обратно. Ведь вершина Миуса находится на северо-восток от Крынки.
Как видим, Кальмиус еще Миус. Только в середине XVIІ века на карте Боплана появляется подпись рек Кальчика и Кальмиуса соответственно Калмие река и Калмие Великая река. А уже на карте 1699 года он подписан как «Калмиус». И с этого времени, и до сих пор носит название Кальмиус.
С тех пор названия почти всех упоминаемых речек претерпели большие или меньшие изменения. Река Крынка в то время носила название Крымка или Крымские воды. В какое-то время верхнюю часть Крынки назвали Корсунью, повидимому от урочищ Буераки Корсунские и Могила Корсуньская в верховье реки Крынки, отмеченные на карте «Бахмутского городового уезду...» 1765 года.
Упоминаемая речка Елкуваты — это современная речка Мокрые Ялы — левый приток Волчей. От Елкуватой дорога опускалась на юг к Калам. Калы – это современный Кальчик, правый приток Кальмиуса, впадающего в Азовское море в Мариуполе, и его левый приток Мокрый Кальчик, в верхнем течении имеющий название-Калка. По «Книге Большому Чертежу» Калы впадают в Азовское море.
Для тех, кого я не убедил, что Миус стал Кальмиусом в период между 1627 и 1699 годами, продолжу.
Чтобы не путаться, назову по месту впадения в Азовское море, один Миус «таганрогским», другой – «мариупольским».
Если в 1627 году ехать по Кальмиусской дороге «в верх речке Крымки», берущей начало у Бахмутских и Луганских Вод в урочище Пяти Буераков, и впадающей в Азовское море в Таганроге, то подъезжая к «мариупольскому» Миусу, справа у нас будет Тор, будущий Кривой Торец. Это и есть точка нашего исследования.
Проезжая далее правым берегом Миуса, оставляем справа реку Елкуваты (Ялы), у истоков её три половецких изваяния, а слева все Калы и далее вдоль берега Азовского моря, через Перекоп и к Цареву городу - Бахчисараю на Альме. Это и есть столица крымских татар. Её не следует путать с Новым Царевым городом (Царев-Борисовым), построенном при впадении Оскола в Донец. «Мариупольский» Миус прослеживается в «Книге Большому Чертежу» наряду с реками Бахмут, Лугань, Луганчик, Белый Колодец, Елкуваты, Калы, Каратош, Берла, Молочные Воды, Куклюки.
«Таганрогский» Миус в Книге тоже упоминается в описании реки Дон «…пала в Дон река Таузлова, течёт от Миюса, протоку 40 верст». Явно что этот Миус, не тот который на Кальмиусской сакме, т. к. до города Донецка от Ростова-на-Дону порядка 200 километров, даже если при подсчете расстояния взять «тысячесаженную» версту, будет около девяноста километров.
На карте Якоба Брюса, выполненной по материалам полевой съемки Менгдена, и напечатанной Тессингом в 1699 году, в Миус впадают реки: Ольховой Колодец, Савутова (Саурова -Авт.) Могила, Крынка, Каменная, Наголная, Сукї. ( рис. 2 )
На этой же карте «мариупольский» Миус подписан Калмиюс и в него впадает речка Ялы. Явная ошибка, а может быть и нет. В «Книге Большому Чертежу» написано «…а от Миюса на верх Елкуваты», но в то же время не указано справа или слева от дороги эта река, которую я считаю Мокрой Ялой, хотя с этого кургана вытекает и Волноваха, впадающая в Кальмиус, а обе Ялы (Сухая и Мокрая) впадают в реку Волчьи Воды.
На карте Украины, выполненной Бопланом в 1648 году, (рис.3) «таганрогский» Миус уже показан с Крынкой, причем Миус написан боле крупными буквами, что говорит о его главенстве, а вот на карте Стрельбицкого 1868 года, исток пишут Крынка, а не Корсунь, как сейчас принято.
Разгадка о «мариупольском» Миусе, как всегда пришла неожиданно. Составляя карту границ донских и запорожских казаков по описи 1746 года, нашел: «…при вершинах Калмиуса поставлены, от самой вершины прямою чертою до границы 1714 года, дубовые грани», а в полном собрании законов Российской империи т.5, №2834. стр. 119-120, в межевой записи от 13 июля 1714 года есть описание 17 пограничных знаков при установлении границы между Россией и Турцией.
Посмотрим, где была граница: «…и от того знака (№8) правою стороною на вершину Криваго Тора прибыв выше той Торской вершины, подле большаго стариннаго разрытаго селитреннаго кургана по левую сторону учинили с добраго с обеих сторон согласия границы 9-й знак, насыпали два ж кургана”.
Теперь напомним роспись Лосицкой дороги на 1571 год в верховьях Тора «…видети девять курганов, которые стоят верх Тору и Миюсу, а на девятом кургане, на крайнем от Миюсского верховья, яма великая, станет в ней до десяти человек на конех» и далее «а оттуды приехати к верховью на Миюс».
Вот этот девятый курган с «ямой великой» и «большой старинный разрытый селитренный курган» и есть девятый признак границы 1714 года, до которого от истоков Кальмиуса «граница казаков доходила» (рис.1.).
Надеюсь, теперь никто не засомневается в том, что Кальмиус и Миус - это одна и та же река, через вершину которой проходил Кальмиусский шлях с Крыма на Ливны в XVI-XVIII веках, и от которого получила название река Кальмиус, а шлях в свою очередь от названия двух рек: КАЛ и МИУС.
Но и «таганрогский» Миус имел такое же название, ведь в Книге Большому Чертежу, стр. 87, «река Таузлова, течет от Миюса, протоку 40 верст».
К тексту прилагаются три реконструированные мною карты и «живописная» схема Кальмиусской дороги, которые помогут заинтересованному читателю представить реальную картину поиска.
Рис.4. Авторская реконструкция Кальмиусской дороги
Источник: Статья выкладывается с любезного разрешения автора.
|