ПАПАКОМА - забытые страницы истории Северного Приазовья


  Главная   Статьи  


О надписи на горе «Острая» в заповеднике «Каменные Могилы»

Е.Н.Тарасенко


В последние годы в ряде СМИ Донецкой области, включая Интернет-издания, появились публикации о надписи на камне, обнаруженной в заповеднике «Каменные Могилы». При этом приводятся прорисовки надписи [1, c. 233] и даются ее интерпретации, которые носят, на наш взгляд, совершенно фантастический характер [1, 2]. Показательна в этом смысле статья А. Белика [2], связывающая эту выполненную кириллицей (по мнению самого же автора статьи) надпись с варягами, античными греками и даже с атлантами (!), часть которых, после гибели Атлантиды, возможно «… сумела спастись, и поселилась на необжитых, но плодородных приазовских землях …» [2].


а)

б)

Рис.1. Расположение надписи (фото М.Е. Тарасенко, 15.08.2013 г.):
а) Гора Острая; б) расположение надписи (оконтурена ретушью) на одной из глыб.

В соответствии с устным сообщением заведующего отделением «Каменные Могилы» Украинского степного природного заповедника В.А. Сиренко, надпись была обнаружена 29 марта 1992 года при проведении фотосъемки для «Летописи природы» руководителем и воспитанниками студии «Гелиос» (Центр художественно-эстетического творчества ученической молодежи г. Мариуполь). Вершина горы (могилы) Острая (рис. 1, а), самой южной в западной гряде Каменных Могил, увенчана россыпью крупных глыб розового гранита (рис. 1, б). На северо-западную сторону одного из этих больших камней (обозначен стрелкой) и нанесена надпись. Область, занятая надписью, представляет собой не совсем правильный прямоугольник размерами 85 х 140 см. Отдельные знаки различаются с большим трудом, поверхность гранита покрыта пятнами черного и серого лишайника, сильно разрушена эрозией, нельзя исключить и преднамеренное повреждение надписи человеческой рукой (рис. 2, а). Все это создает очень серьезные трудности при ее копировании, в чем автор убедился лично, обследовав надпись 15.08.2013 года. Фотографирование и видеосъемка при различных вариантах искусственного (фотовспышка) и естественного освещения мало помогают делу. Определенную надежду можно возлагать на мультиспектральную и инфракрасную съемки, но они, к сожалению, пока не проводились. Плохая сохранность надписи является основной причиной расхождений при ее копировании и оставляет на настоящий момент, по нашему мнению, мало шансов для ее полного прочтения и правильной интерпретации. Следовательно, необходимо приложить все усилия для извлечения максимума информации из тех знаков и символов в составе надписи, которые не вызывают споров и однозначно фиксируются при ее копировании разными лицами.

Рис. 2. Внешний вид надписи (а), прорисовка автором даты
и знака «крест с трезубцем» (б). Фото М.Е. Тарасенко, 15.08.2013 г.

На рис. 3 представлены три известных варианта прорисовки надписи, как уже опубликованный (а), так и два варианта (б, в) в рукописи, с которыми любезно ознакомил автора В.А. Сиренко. Сравнение показывает, что многие знаки в этих вариантах не совпадают. По результатам анализа трех копий, на основе собственных наблюдений и попыток прорисовки (рис. 2, б), вынужден констатировать, что в надписи достоверно и однозначно выявлены различными лицами (что исключает субъективный подход): 1) знак в виде трезубца с расположенным над ним крестом; 2) дата «1828». Не вызывает сомнений, что надпись выполнена кириллицей. Знак (символ) «крест с трезубцем» расположен в центре верхней строки надписи, что говорит о его важности. Слева от него стоит дата «1828», группа плохо сохранившихся знаков справа, скорее всего, образует слово «год».

Рис. 3. Варианты прорисовок (копирования) надписи:
а) 28.03.1992 г., опубликован в статье [1, с. 233];
б) август 1998 г., предоставлен автору В.А. Сиренко в рукописи;
в) август 1999 г., предоставлен автору В.А. Сиренко в рукописи.

Отождествление знака «крест с трезубцем» в надписи на Острой с символом «якорь-крест», предлагаемое А.Н. Сиренко и другими краеведами, представляется вполне логичным и обоснованным. В христианстве якорь являлся символом надежды, крепости веры, позволяющим христианину, в его плавании по житейскому морю, находить себе прочную опору в уповании на Иисуса Христа. Известный со времен раннего христианства, символ «якорь-крест» часто изображали на печатях, монетах, медальонах и гербах.

«Знак Рюриковичей» (трезубец), являющийся в настоящее время государственным гербом Украины, по мнению ряда специалистов, также являлся стилизованным изображением якоря [3, с. 180 - 181]. На древнерусских монетах-сребрениках князей Владимира Святославича (тип IV, рис. 4, а) и Ярослава Мудрого (тип I, рис. 4, б), отчеканенных в 988 - 1018 гг., изображен якорь-трезуб, увенчанный крестом. На монете Ярослава особенно четко видна связь «знака Рюриковичей» архаичным якорем, деревянные лапы которого, в отличие от центрального стержня (веретена), оковывались гвоздями, шляпки которых изображены на сребренике точками (см. рис. 4, б). Вполне реалистичны на монете и кольцо для продевания каната в верхней части веретена, и заостренная нижняя часть якоря – пятка. На византийском медальоне жезл в руках апостола Петра увенчан символом якорь-крест, якорь стилизован под трезубец (рис. 4, в). В позднем средневековье (XIV-XV вв.) якорь-крест в сильно стилизованном виде украшает гербы польских, литовских и русских феодалов (рис. 4, г).

Рис 4. Христианские символы «якорь-крест»:
а) и б) - на монетах князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого [4];
в) на византийском медальоне с изображением апостола Петра [3, с. 179];
г) на гербах польских, литовских и русских феодалов (XIV-XV вв) [3, с. 179].

Как уже говорилось выше, апостолов часто изображали с жезлом (посохом), увенчанным символом «якорь-крест» (рис. 4, в). На византийской свинцовой печати первой половины XI века [4] изображен апостол Петр, держащий в левой руке посох – символ его пастырской власти, украшенный в верхней части символом «якорь-крест» (рис. 5, а), однако рога у этого якоря на печати обращены вниз. Вероятнее всего, жезлы апостолов перешли, сохраняя их духовно-символическое значение, к их приемникам – епископам и стали знаком архипастырской власти епископа над церковным народом, подобную власти, кою имеет пастух над стадом овец [5]. Как обязательная каноническая принадлежность архиереев посох упоминается в Западной Церкви с V, в Восточной Церкви – с VI века. Первоначально форма епископского жезла повторяла пастушеский посох с верхней частью, загнутой вниз. Позднее появились посохи с двурогой верхней перекладиной, концы которой загнуты слегка вниз, что походило на форму якоря. Симеон Солунский: «Жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори. И над теми рукоятиями Крест Христов означает победу» [5]. В XVII веке, по примеру православного Востока, в Русской Церкви появились посохи с рукоятью в виде двух змей, изгибающихся кверху так, что одна обращена главой к другой, причем крест помещается между их главами. Это было призвано выразить мысль о сугубой мудрости архипастырского руководства («Будьте мудры, как змии …»). Такая форма навершия архиепископского жезла характерна для XVIII – XIX веков, бытует она в Русской Православной Церкви до сегодняшнего дня (см. рис. 5, б – в) [6-7]. Таким образом, общий графический контур древнего символа «якорь-крест» с лапами, обращенными вверх, на архиепископском жезле сохранен, но несколько изменилось его смысловое наполнение (лапы превратились в змей, символ мудрости).

Рис 5. Внешний вид навершия жезла (посоха):
а) апостола св. Петра на византийской свинцовой печати первой половины XI века [4];
б) и в) епископов (архиепископов) Русской Православной Церкви со второй половины XVII века [6-7]

По нашему мнению, знак «крест с трезубцем» в надписи на горе Острая представляет собой грубо стилизованное изображение навершия архиепископского жезла (рис. 5, б – в), происходящего от древнего символа «якорь-крест». Как же связь существует между Каменными Могилами и архиереями Русской Православной Церкви? Документально подтверждается по крайней мере одно посещение этой местной достопримечательности епископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим [8], причем состоялось оно именно в том самом 1828 году, который указан в надписи на горе Острая. Епископ (с 1832 года – архиепископ) Екатеринославский, Херсонский и Таврический Гавриил (Василий Федорович Розанов), после вступления в должность прибывший в Екатеринослав 1 августа 1828 года, уже 16 августа выехал в Таганрог, для «совершения пасторских молитв на самом месте кончины» (19 ноября 1825 года) императора Александра I [8, с. 40].

Прекрасно образованный, просвещенный и любознательный, архиепископ Гавриил (рис. 6) живо интересовался историей и природой Новороссии и оставил после себя довольно много сочинений, изданных в 1854 году в 2-х томах. В Екатеринославе он описал собор и Самарский Николаевский монастырь; в Одессе составил «Хронологическое и Историческое Описание церквей Херсонской епархии» и «Очерк повествования о Новороссийском крае, из оригинальных источников почерпнутый». Запомнился он современникам своим добрым, истинно отеческим отношением к пастве и к подчиненным, служителям церкви.

В поездке в Таганрог (август - сентябрь 1828 года) Гавриила сопровождал ректор Екатеринославской духовной семинарии иеромонах Иаков (Иосиф Иванович Вечерков), еще один блестящий представитель просвещенного духовенства (рис. 7), оставивший работы по церковной истории. Иеромонах Иаков и описал это путешествие в своих «Путевых заметках», опубликованных в 1910 году в VI выпуске «Летописи Екатеринославской губернской ученой архивной комиссии» действительным членом комиссии В.А. Бедновым.

Рис. 6. Гавриил (В.Ф. Розанов) (1781 – 1858).
В 1828 году епископ (с 1832 – архиепископ)
Екатеринославский, Херсонский и
Таврический.

Рис. 7. Иаков (И.И. Вечерков) (1792 – 1850).
В 1828 году иеромонах, ректор
Екатеринославской духовной семинарии и
член духовной консистории.

Путь двух иерархов из Екатеринослава в Таганрог пролегал через Новомосковск, Павлоград, Гришино, Бахмут и Ростов [8, с. 40-52]. Гавриил и Иаков приехали в Таганрог вечером 28 августа 1828 года. После совершения в Таганроге богослужений и визитов 3 сентября они двинулись в обратный путь, посетив Сартану (5-7 сентября) и Мариуполь (7-10 сентября). В 11 часов утра 10 сентября архиепископ Гавриил уже в Мангуше, а вечером того же дня располагается на ночлег «в селении Темрюк, населенном жителями, вышедшими из Смоленской губернии» [8, с. 54]. Темрюк (современное село Старченково Володарского района), расположен всего в 7-8 километрах от Каменных Могил. Подробно и эмоционально иеромонах Иаков в своих заметках описывает раннее погожее сентябрьское утро следующего дня (11 сентября 1828 года) и теплый прием, оказанный жителями Темрюка своему архипастырю. Несмотря на «умиление сердца христианского», мимо внимания архиепископа Гавриила не прошли «полуразвалившаяся пономарня, набросанная без связи ограда, безобразный в храме пол» [8, с. 54]. Жители Темрюка твердо обещали, что скоро все предстанет «в новом благолепном виде».

На всем пути из Екатеринослава в Таганрог и обратно Гавриил живо интересуется местными достопримечательностями, собирает сведения о природе и истории недавно заселенных земель губернии. Не стало исключением и его посещение села Темрюк, перед выездом, как пишет в своих заметках Иаков (Вечерков), «его преосвященство пожелал видеть необыкновенное явление природы – Бештаские горы, находящиеся в 8 верстах от Темрюка. Через час предмет любопытства поразил взоры путешествующих. Среди обширных степей возвышаются пять каменных скал» [8, с. 55]. На этом повествование о поездке в Таганрог в августе-сентябре 1828 года в «Путевых заметки», к сожалению, прерывается, далее идет рассказ о следующем путешествии иерархов (в Крым), которое началось 1 мая 1829 года.

Таким образом, епископ (позднее – архиепископ) Екатеринославский, Херсонский и Таврический Гавриил (Розанов), в сопровождении иеромонаха Иакова (Вечеркова), посетил «Бештаские горы» (Каменные Могилы) 11 сентября 1828 года. Сильно поврежденная надпись на горе Острая, непрочтенная до сих пор, сделана, по нашему мнению, в честь этого посещения и представляет собой, в определенном смысле, аналог современной памятной доски. В центре, венчая надпись, находится стилизованное изображение епископского жезла – знака его духовной власти над паствой. Скорее всего, надпись выполнена в память о визите церковного иерарха жителями села Темрюк (Старченково), оказавшими епископу Гавриилу столь теплый прием. Если эти предположения верны, то, с высокой долей вероятности, в надписи должно содержаться имя епископа Гавриила в транскрипции «ГАВРIИЛЪ». Возможно также, но уже гораздо менее вероятно, упоминание в надписи имени его спутника, иеромонаха Иакова ( «IАКОВЪ»).

Автор благодарен В.А. Сиренко за возможность лично осмотреть надпись на горе Острая и любезно предоставленные в рукописи варианты ее прорисовки.

Литература

1. Черных, А.П. Царские захоронения в Каменных Могилах / А.П. Черных // Каменные Могилы – прошлое и современность. Материалы научно-практической конференции, посвященной 85-летнему юбилею отделения Украинского степного природного заповедника «Каменные Могилы». Донецк, Ноулидж, 2012. – Вып. 2 (Ч. 2 ). – С. 232-244 (на украинском языке).

2. Билык, А. Каменные Могилы – загадка Приазовья [Электронный ресурс] /А. Билык. http://incognita.ru/arheolog/otkr/o_004.htm

3. Шаповалов, Г.И. О происхождении символа «якорь-крест» и знака Рюриковичей / Г.И. Шаповалов // Древности степного Причерноморья и Крыма (ДСПК). Запорожье, 1992. – Т. III. – С. 177–183 (на украинском языке).

4. Гайдуков, П.Г. Древнейшие русские монеты [Электронный ресурс]/ П.Г. Гайдуков, В.А. Калинин // Русь в IX-X веках. Археологическая Панорама. М.- Вологда, Древности Севера, 2012. – С. 402-435. http://www.poludenga.ru/srebrenik/ogls.html.

5. Принадлежности архиерейской службы [Электронный ресурс]. http://www.liturgy.ru/article_utvar3.

6. Архиерейский жезл. Рисунок [Электронный ресурс]. http://discont-centr.ru/upload/shop_1/5/0/2/item_50205/zhezli_25.jpg.

7. Архиерейский жезл. Рисунок [Электронный ресурс]. http://9e-maya.ru/forum/index.php?topic=1333.780.

8. Беднов, В. А. Путевые заметки ректора Екатеринославской духовной семинарии, архимандрита Иакова Вечеркова, впоследствии епископа Саратовского, архиепископа Нижегородского /В. А. Беднов // Летопись Екатеринославской Ученой Архивной Комиссии. Под ред. А. Синявского. Типография губернского земства, Екатеринослав, 1910. – Вып. VI . – C. 38-88.



Источник: Статья выкладывается с разрешения автора.


При использовании материалов с данного сайта ссылка на него не обязательна, но желательна : )


  Главная   Статьи