ПАПАКОМА - забытые страницы истории Северного Приазовья
Главная | Статьи |
О надписи на горе «Острая» в заповеднике «Каменные Могилы»В последние годы в ряде СМИ Донецкой области, включая Интернет-издания, появились публикации о надписи на камне, обнаруженной в заповеднике «Каменные Могилы». При этом приводятся прорисовки надписи [1, c. 233] и даются ее интерпретации, которые носят, на наш взгляд, совершенно фантастический характер [1, 2]. Показательна в этом смысле статья А. Белика [2], связывающая эту выполненную кириллицей (по мнению самого же автора статьи) надпись с варягами, античными греками и даже с атлантами (!), часть которых, после гибели Атлантиды, возможно «… сумела спастись, и поселилась на необжитых, но плодородных приазовских землях …» [2].
В соответствии с устным сообщением заведующего отделением «Каменные Могилы» Украинского степного природного заповедника В.А. Сиренко, надпись была обнаружена 29 марта 1992 года при проведении фотосъемки для «Летописи природы» руководителем и воспитанниками студии «Гелиос» (Центр художественно-эстетического творчества ученической молодежи г. Мариуполь). Вершина горы (могилы) Острая (рис. 1, а), самой южной в западной гряде Каменных Могил, увенчана россыпью крупных глыб розового гранита (рис. 1, б). На северо-западную сторону одного из этих больших камней (обозначен стрелкой) и нанесена надпись. Область, занятая надписью, представляет собой не совсем правильный прямоугольник размерами 85 х 140 см. Отдельные знаки различаются с большим трудом, поверхность гранита покрыта пятнами черного и серого лишайника, сильно разрушена эрозией, нельзя исключить и преднамеренное повреждение надписи человеческой рукой (рис. 2, а). Все это создает очень серьезные трудности при ее копировании, в чем автор убедился лично, обследовав надпись 15.08.2013 года. Фотографирование и видеосъемка при различных вариантах искусственного (фотовспышка) и естественного освещения мало помогают делу. Определенную надежду можно возлагать на мультиспектральную и инфракрасную съемки, но они, к сожалению, пока не проводились. Плохая сохранность надписи является основной причиной расхождений при ее копировании и оставляет на настоящий момент, по нашему мнению, мало шансов для ее полного прочтения и правильной интерпретации. Следовательно, необходимо приложить все усилия для извлечения максимума информации из тех знаков и символов в составе надписи, которые не вызывают споров и однозначно фиксируются при ее копировании разными лицами. ![]() Рис. 2. Внешний вид надписи (а), прорисовка автором даты
|
![]() Рис. 6. Гавриил (В.Ф. Розанов) (1781 – 1858).
|
![]() Рис. 7. Иаков (И.И. Вечерков) (1792 – 1850).
|
Путь двух иерархов из Екатеринослава в Таганрог пролегал через Новомосковск, Павлоград, Гришино, Бахмут и Ростов [8, с. 40-52]. Гавриил и Иаков приехали в Таганрог вечером 28 августа 1828 года. После совершения в Таганроге богослужений и визитов 3 сентября они двинулись в обратный путь, посетив Сартану (5-7 сентября) и Мариуполь (7-10 сентября). В 11 часов утра 10 сентября архиепископ Гавриил уже в Мангуше, а вечером того же дня располагается на ночлег «в селении Темрюк, населенном жителями, вышедшими из Смоленской губернии» [8, с. 54]. Темрюк (современное село Старченково Володарского района), расположен всего в 7-8 километрах от Каменных Могил. Подробно и эмоционально иеромонах Иаков в своих заметках описывает раннее погожее сентябрьское утро следующего дня (11 сентября 1828 года) и теплый прием, оказанный жителями Темрюка своему архипастырю. Несмотря на «умиление сердца христианского», мимо внимания архиепископа Гавриила не прошли «полуразвалившаяся пономарня, набросанная без связи ограда, безобразный в храме пол» [8, с. 54]. Жители Темрюка твердо обещали, что скоро все предстанет «в новом благолепном виде».
На всем пути из Екатеринослава в Таганрог и обратно Гавриил живо интересуется местными достопримечательностями, собирает сведения о природе и истории недавно заселенных земель губернии. Не стало исключением и его посещение села Темрюк, перед выездом, как пишет в своих заметках Иаков (Вечерков), «его преосвященство пожелал видеть необыкновенное явление природы – Бештаские горы, находящиеся в 8 верстах от Темрюка. Через час предмет любопытства поразил взоры путешествующих. Среди обширных степей возвышаются пять каменных скал» [8, с. 55]. На этом повествование о поездке в Таганрог в августе-сентябре 1828 года в «Путевых заметки», к сожалению, прерывается, далее идет рассказ о следующем путешествии иерархов (в Крым), которое началось 1 мая 1829 года.
Таким образом, епископ (позднее – архиепископ) Екатеринославский, Херсонский и Таврический Гавриил (Розанов), в сопровождении иеромонаха Иакова (Вечеркова), посетил «Бештаские горы» (Каменные Могилы) 11 сентября 1828 года. Сильно поврежденная надпись на горе Острая, непрочтенная до сих пор, сделана, по нашему мнению, в честь этого посещения и представляет собой, в определенном смысле, аналог современной памятной доски. В центре, венчая надпись, находится стилизованное изображение епископского жезла – знака его духовной власти над паствой. Скорее всего, надпись выполнена в память о визите церковного иерарха жителями села Темрюк (Старченково), оказавшими епископу Гавриилу столь теплый прием. Если эти предположения верны, то, с высокой долей вероятности, в надписи должно содержаться имя епископа Гавриила в транскрипции «ГАВРIИЛЪ». Возможно также, но уже гораздо менее вероятно, упоминание в надписи имени его спутника, иеромонаха Иакова ( «IАКОВЪ»).
Автор благодарен В.А. Сиренко за возможность лично осмотреть надпись на горе Острая и любезно предоставленные в рукописи варианты ее прорисовки.
1. Черных, А.П. Царские захоронения в Каменных Могилах / А.П. Черных // Каменные Могилы – прошлое и современность. Материалы научно-практической конференции, посвященной 85-летнему юбилею отделения Украинского степного природного заповедника «Каменные Могилы». Донецк, Ноулидж, 2012. – Вып. 2 (Ч. 2 ). – С. 232-244 (на украинском языке).
2. Билык, А. Каменные Могилы – загадка Приазовья [Электронный ресурс] /А. Билык. http://incognita.ru/arheolog/otkr/o_004.htm
3. Шаповалов, Г.И. О происхождении символа «якорь-крест» и знака Рюриковичей / Г.И. Шаповалов // Древности степного Причерноморья и Крыма (ДСПК). Запорожье, 1992. – Т. III. – С. 177–183 (на украинском языке).
4. Гайдуков, П.Г. Древнейшие русские монеты [Электронный ресурс]/ П.Г. Гайдуков, В.А. Калинин // Русь в IX-X веках. Археологическая Панорама. М.- Вологда, Древности Севера, 2012. – С. 402-435. http://www.poludenga.ru/srebrenik/ogls.html.
5. Принадлежности архиерейской службы [Электронный ресурс]. http://www.liturgy.ru/article_utvar3.
6. Архиерейский жезл. Рисунок [Электронный ресурс]. http://discont-centr.ru/upload/shop_1/5/0/2/item_50205/zhezli_25.jpg.
7. Архиерейский жезл. Рисунок [Электронный ресурс]. http://9e-maya.ru/forum/index.php?topic=1333.780.
8. Беднов, В. А. Путевые заметки ректора Екатеринославской духовной семинарии, архимандрита Иакова Вечеркова, впоследствии епископа Саратовского, архиепископа Нижегородского /В. А. Беднов // Летопись Екатеринославской Ученой Архивной Комиссии. Под ред. А. Синявского. Типография губернского земства, Екатеринослав, 1910. – Вып. VI . – C. 38-88.
Источник: Статья выкладывается с разрешения автора.
При использовании материалов с данного сайта ссылка на него не обязательна, но желательна : )
Главная | Статьи |